Папки-передвижки

Урок биологии в 6 классе по теме «Отдел Голосеменные»

Зинаида Ховдей
Урок биологии в 6 классе по теме «Отдел Голосеменные»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомиться с местообитанием, строением, размножением, значением голосеменных растений.

Задачи:

Обучения: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения голосеменных как высших семенных растений; показать преимущества размножения семенами перед размножением спорами. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности.

Развития: продолжить развитие, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральным объектами.

Темочки:

Воспитания: продолжить воспитание бережного отношения к природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, побеги сосны, ели, коллекции голосеменных растений и их шишек, лупы, сигнальные карточки, тесты, рабочие листы.

Методы обучения:

Словесные, наглядные, работа в парах, самостоятельная работа с учебником, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, сообщения учащихся.

Межпредметные связи : ИЗО (использование репродукций картин И. И. Шишкина)

Планируемые результаты : учащиеся узнают строения шишек и особенности размножения голосеменных растений, их происхождение и значение; получают навык работы с натуральными объектами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие класса :

Начинается урок

Точно, вовремя и в срок

Все готовы отвечать и пятерки получать

Сели правильно, красиво,

Чтоб на урок хватило силы.

Учитель: Урок хотелось бы начать с небольшой притчи: Жил мудрец, который всё знал. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая-я её умерщвлю, скажет мертвая-выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.

3. Актуальность знаний

Учитель: Знания прошлой темы помогут изучить материал сегодняшнего урока.

Проверим как вы знаете споровые растения.

Выберите правильный ответ.

Вариант 1

1. К папоротникообразным относится:

А)хвощ

Б)плаун

В)сфагнум

2. Какие признаки характерны для папоротников

А)наличие слоевища, ризоидов

Б)наличие стебля, листьев

В)наличие стебля, листьев, корня

3. У взрослого растения папоротника образуются:

А)споры

Б)яйцеклетки

В)сперматозоиды

4. Вода необходима папоротникам для:

А)передвижения

Б)размножения

В)дыхания

5. Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А)взрослое растение-заросток-споры-подросток

Б)взрослое растение-споры-заросток-подросток

В)заросток-споры-взрослое растение-подросток

Выберите правильный ответ.

Вариант 2

1. К папоротникообразным относится:

А)кукушкин лён

Б)плаун

В)риччия

2. Вайями называют:

А)корневища папоротников

Б)побеги папоротников

В)рассеченные листья папоротников

3. Что развивается у папоротников в спорангиях

А)семена

Б)пыльца

В)споры

4. В каких условиях растут папоротникообразные:

А)где холодно и влажно

Б)где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах

5. Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А)проросток-взрослое растение-заросток-споры

Б)взрослое растение-споры-заросток-проросток

В)споры-заросток-взрослое растение-проросток

Ответы: Подсчитайте количество правильных ответов и поставьте один балл, если правильных ответов 7-8 и два балла, если правильных ответов 9-10 в свою карточку «личного успеха».

Вариант 1

1 2 3 4 5

В В А Б Б

Вариант 2

1 2 3 4 5

Б В В В Б

Мотивация и целеполагание урока

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока. Вы сами предположите с помощью моих подсказок.

Демонстрации картин И. И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», «Еловый лес», «Сосновый лес».

Посмотрите, на слайде изображены известные картины художника. Кто знает, как называются эти картины? Кто их написал?

Ребята, какие деревья изобразил И. И. Шишкина на своей картине (сосны). Правильно. Картина И. И. Шишкина так и называется «Сосновый лес». А вот ещё одна картина этого автора (слайд 3). Какие деревья на ней изображены? (ели) Молодцы! Картина называется «Еловый лес».

С полотен Ивана Ивановича Шишкина русский лес впервые зашумел и задышал.

Учитель: Правильно. Их ещё называют голосеменными растениями.

Учитель предлагает сформулировать тему урока ученикам.

Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок : «Отдел Голосеменные».

Учитель: А как вы думаете, почему их так назвали голосеменные?

Демонстрация шишки и яблока. Рассматривают где находятся семена.

Учитель: Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.

Выявив первичные свои знания, уч-ся определяют задачи урока, что они ещё хотели бы узнать о голосеменных. Затем вместе с учителем определяют задачи урока :

• Расширить знания о многообразии голосеменных растениях.

• Сформировать знания о признаках голосеменных

• Сформировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам

• Обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека

Учитель: Какова цель нашего урока

Цель урока «Изучить особенности строения, жизнедеятельности голосеменных растений и значение их в природе и жизни человека. Многообразие голосеменных растений».

4. Изучение нового материала

1. Общая характеристика голосеменных.

Рассказ учителя.

В начале мезозойской эры 300 млн. лет назад, в тропических лесах в связи с изменениями климата и иссушением болот и водоемов стали вымирать последние представители древовидных семенных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влажности.

Это голосеменные. Слайд №2

Голосеменные-высшие растения, у которых впервые появилось семя. Им для размножения не требовалась вода, так как мужские и женские шишки находятся на одном растении. Образование семян - важный этап в эволюции.

Современные голосеменные растения произошли,возможно, от ныне полностью вымерших голосеменных папоротников

Скорее всего, их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений. Современные голосеменные представлены в основном хвойными видами. Но, помимо них, отдел включает в себя саговниковые и гинкговые. Из гинкговых осталось только одно ныне живущее растение – гинкго билоба. Саговниковые, внешне похожие на пальмы вечнозеленые растения, произрастают в тропических и субтропических областях.

Хвойные превосходят по численности и распространению все другие голосеменные растения. Их насчитывается около 600 видов. В Северном полушарии наиболее широко распространены сосна, ель, пихта, лиственница, кипарис, туя, можжевельник, тисс, кедр.

В Северной Америке обитают секвойи. Их так же называют мамонтовыми деревьями, так как они вполне могли быть современниками мамонтов. Продолжительность жизни некоторых деревьев достигает 5000 лет. Секвойи – самые высокие деревья в мире (до 150 м в высоту, а окружность ствола 50 м.)

Листья у большинства хвойных растений игловидные или чешуевидные, многолетние. Поэтому большинство хвойных растений являются вечнозелеными. Но среди хвойных растений встречаются и листопадные формы. Например, лиственница. Кроме того, в отличие от других хвойных деревьев она прекрасно приспосабливается к городским условиям. Хвоинки лиственницы осенью желтеют и опадают, выводя из организма растения вредные вещества, которые активно накапливаются в дереве в городских условиях.

Семена – это более совершенные, чем споры, единицы размножения и расселения, так как в них есть не только вполне сформировавшийся зародыш, но и запасные питательные вещества, необходимые на первых этапах его развития. Плотные оболочки эффективно защищают семя от неблагоприятных природных факторов, многие из которых губительны для большинства спор. Таким образом, семенные растения приобрели серьезные преимущества в борьбе за существование, что и определило их расцвет при иссушении климата. В настоящее время это господствующая группа растений.

Голосеменные включают 6 классов, два из которых вымерли полностью, а остальные к настоящему времени значительно сократили число своих представителей. Современных видов голосеменных всего около 700, они объединяются в 68 родов, 12 семейств, 10 порядков и 4 класса. Распространены представители голосеменных по всему земному шару. Они представлены исключительно древесными формами: деревьями, кустарниками, лианами. Нередко они достигают огромных размеров, подобно некоторым хвойным, а иногда представляют собой небольшие кустарники, как, к примеру, некоторые виды рода эфедра.

Голосеменные растения делятся на классы :

- Хвойные – самый многочисленный класс.

- Класс Саговниковые.

- Класс Гнетовые.

- Класс Гингковые.

Хво йные - один из 13—14 отделов царства растений, к которому относятся сосудистые растения, семена которых развиваются в шишках. Все современные виды — древесные растения, преобладающее большинство — деревья, хотя есть и кустарники. Типичные представители кедр,кипарис, пихта, можжевельник, лиственница, ель, сосна, секвойя, тис и каури. Хвойные растения произрастают в диком виде почти во всех частях света. Хвойные растения имеют неоценимое экономическое значение, в основном в качестве лесоматериала и сырья для производства бумаги. Древесина хвойных относится к типу так называемых «мягких» пород.

Секвойя это самое высокое дерево на планете, поскольку максимальная высота секвойи – до 115 м и даже больше. Такого размера оно достигает не за один век, ведь продолжительности жизни хвойного долгожителя свыше 2-3,5 тыс. лет (максимально до 6 тыс. лет).

Вечнозеленая секвойя обычно вырастает выше 60 м, а ее ствол имеет диаметр около 6 м. Отдельные представители имеют размеры выше 115 м и их стволы достигают толщины – до 18 м. Секвойядендрон гигантский достигает высоты 70-90 м, а поперечник его ствола не превышает 37 м. На текущий момент самый высокорослый экземпляр секвойи носит имя «Гиперион». Его нашли в 2006 г. к северу от Сан-Франциско в национальном парке Redwood. Высота дерева – 115,5 м.

Гинкговые представлен одним видом – гинкго двулопастным. Реликт мезозойской эры, “живое ископаемое” – гинкго двулопастный, высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. В естественных условиях это дерево сохранилось лишь на небольшой территории в Восточном Китае. Дерево достигает 30 м в высоту и 3 м в диаметре, относится к числу листопадных голосеменных. Само слово “гинкго” в переводе с японского означает “серебряный абрикос”. Растение образует семена с сочной жёлтой мякотью, похожие на сливы, съедобны и, несмотря на неприятный запах масляной кислоты, высоко ценятся в восточной кухне.

Экстракт листьев гинкго улучшает мозговое кровообращение, повышает устойчивость клеток к гипоксии. Кроме того, экспериментально установлено его противовоспалительное и противоаллергическое действие. Он предотвращает тромбообразование, понижая вязкость крови.

.

Гнетовые (Gnetopsida) включает 3 рода, 70 видов.

Примечательна вельвичия удивительная из пустыни Намиб в Юго-Западной Африке, где дождь может не выпадать по году. Растение вельвичии напоминает низкий и толстый (до 1,2 м в поперечнике) пень, от которого отходят всего два лентовидных листа до 6 м в длину, и 1,8 м в ширину (на ощупь похожие на доски). Листья вельвичии никогда не опадают – растут и растут годами, веками, тысячелетиями. С помощью метода радиоактивного углерода установили, что возраст одной из вельвичий две тысячи лет. Растение было открыто в 1860 году немецким ботаником Фридрихом Вельвичем.

В пору цветения в пазухах листьев распускаются цветы, венчиком окаймляющие ствол сверху. Опыляют вельвичию клопы. Из цветков образуются затем малиновые шишки, похожие на еловые. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.

Эфедра (Ephedra) растёт в районах сухих степей и пустынь Азии, Европы и Америки. Жизненные формы: лианы и кустарники. Внешне они похожи на хвощи, у них такие же чешуевидные листья и зелёные стебли. Из них добывают ценный медицинский препарат эфедрин, используемый при лечении сердечно-сосудистых заболеваний и противоастматический препарат. Семена сочные, оранжево-красные съедобны (степная малина).

Род Саговник – включает 20 тропических видов. Они появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м (редко до 20 м) в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые разнополые шишки (по научному шишки голосеменных называют стробилами). Семена обычно крупные, сочные, съедобные, нередко жёлтые, красные и оранжевые. У нас один вид выращивают в садах и парках Черноморского побережья. В стволах многих саговников накапливается крахмал, из которого делают ценный продукт – саго. Молодые листья некоторых саговников едят в свежем или варёном виде, подобно овощам.

Вывод : Что общего у всех родов отдела голосеменные?

Перечислите основные признаки отдела голосеменные.

• Семена лежат открыто (голо) на чешуйках шишек.

• Листья игольчатой формы или чешуйчатые у большинства

Рассмотрите с помощью гербариев, рисунков, таблиц особенности строения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Это стройные вечнозеленые деревья, достигающие в высоту 30–45 м и в диаметре 1,2 м. В стебле сосны на поперечном размере различают тонкую кору, хорошо развитую древесину (проводящую ткань, плохо выраженную сердцевину, состоящую из рыхлой паренхимной (основной) запасающей ткани. Голосеменные обладают целым рядом особенностей – древесина их устроена значительно проще, чем у цветковых (покрытосеменных, но отличает их от папоротников; она состоит в основном из трахеид – мертвых веретенообразных клеток с толстыми оболочками, выполняющих проводящую и опорную функции. Паренхимы в древесине голосеменных очень мало или совсем отсутствует. У многих видов голосеменных в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами. Игольчатые листья сосны покрыты жесткой кутикулой – слоем особого вещества, выделяемого покровными тканями. Устьица в таких листьях-иголках погружены глубоко в ткань, что снижает испарение воды. Глядя на молодую сосну, можно без труда определить ее возраст по числу мутовок (несколько сближенных побегов, которые отрастают от ствола каждый год. Продолжительность жизни сосны обыкновенной в среднем 150–200 лет, отдельные экземпляры доживают до 400 лет.

Учитель: А сейчас давайте прослушаем небольшие сообщения ребят о многообразие голосеменных растений и выделим их общие признаки. Эти признаки запишите.

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин об одном из наиболее интересных представителей хвойных.)

Сообщение учащегося 1.

Род сосна – включает 100 видов. Деревья, достигающие сорокаметровой высоты (а бывают и восьмидесятиметровые). Сосны экономно расходуют влагу, встречаются иногда на скалах, стойко переносят сильные ветры, низкое плодородие почвы. Только одно пугает сосну - темнота. Ей надо много света. Как и у других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый.

Благодаря мощным, длинным и разветвлённым корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не даёт весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.

Как говорили в старину: “Где сосна взошла, там и в дело пошла”. А дел для неё всегда хватало. Древесина сосны прочная, используется в виде круглого леса (столбы, брёвна). В распиленном виде (балки, брусья, доски, тёс). Используется для постройки домов, в судостроении, вагоностроении, мебельном производстве. Древесина при перегонке даёт скипидар, сосновый дёготь, смолу, канифоль.

В хвое сосны содержатся эфирные масла, дубильные вещества, ряд микроэлементов, витамины.

Даже сосновый воздух – драгоценность. У сосны есть способность очищать воздух от бактерий.

Сообщение учащегося 2.

Слайд 10. Сообщение учащегося 3.

Сосна сибирская отличается от сосны обыкновенной тем, что в пучке у них по пять хвоинок, а не по две.

Достигает 35 м в высоту и 1,5 м в диаметре. Кора у них буровато-серая, шишки крупные – 8 – 13 см в длину и 5 – 8 см в ширину.

Древесина лёгкая, прочная высоко ценится как строительный и поделочный материал. Только древесина кедра используется для производства карандашных палочек. Обладая превосходными резонансными качествами, кедровая древесина применяется при изготовлении музыкальных инструментов, в частности роялей.

Хвоя кедра используется для получения витаминов, для приготовления лечебных экстрактов. Семена тёмно-бурые граненые, орешки до 1 см в диаметре.

Семена кедра – питательное лакомство не только для людей, но и для животных (птиц, бурундуков, белок, соболей, медведей). “Где нет кедра, - говорят охотники, - там нет и соболя”. Кедровые орешки не только вкусны, но и полезны: их ядра содержат 28% масла, а также белки, крахмал, витамины и микроэлементы.

В Сибири это дерево называют не только кормильцем, но и врачевателем. В кедровых лесах воздух практически стерилен – эфирные масла, содержащиеся в хвое, уничтожают микробов.

Слайд 11

Сообщение учащегося 4.

Ель сибирская (Picea obovata) распространена от Скандинавии до побережья Охотского моря. Высокой и стройной она вырастает лишь в том случае, если её самая верхняя почка развивается нормально. Ель растёт всю жизнь. И каждый год отрастает прямой однолетний побег. Если у молодого дерева эта почка была повреждена или срезан побег, на котором она находилась, рост главного стебля прекращается, ветви непомерно толстеют, изгибаются.

Лакомятся семенами ели дятлы, мышевидные грызуны, белки и многие другие обитатели лесов, парков, скверов.

Главная ценность ели – её древесина. Мягкая, лёгкая, малосмолистая древесина, однородного белого цвета, волокна распределены равномерно. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Самые лучшие скрипки, в том числе и инструменты знаменитых итальянцев Амати и Страдивари, изготовлены из ели. Используется в целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, столярном производстве, строительстве, для получения искусственного шёлка. Из еловой живицы поучают скипидар и канифоль.

Слайд 12. Сообщение учащегося 5.

Пихта сибирская распространена почти по всему Российскому Северу. Любит плодородные и не заболоченные почвы, холодостойка и теневынослива, чувствительна к запылённости загазованности воздуха. Живёт до 300 лет.

Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это, пожалуй, листья. Только издалека они похожи на иголки-хвоинки. Но это узкие, 1,5 – 2 миллиметра плоские листочки. На разных побегах они разные. На побегах, где нет шишек, они слегка вогнуты. На побегах с шишками листья четырёхгранные с беловатыми полосками.

Лёгкая и мягкая древесина служит сырьём для изготовления бумаги, представляет собой неплохой строительный материал. Из ветвей с хвоей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары и всевозможных кремов, зубной пасты и др. Пихтовая смола преломляет лучи света, это её свойство нашло применение для склеивания оптических стёкол в микроскопах, биноклях.

Слайд 13. Сообщение учащегося 6.

Лиственница включает 16 видов. Дерево достигает высоты 30- 40 метров.

Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинками. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие; расположены спирально на удлинённых побегах и пучками на укороченных. Возраст отдельных лиственниц достигает 900 лет, но чаще 300 лет.

Древесина имеет хорошие механические свойства, очень тяжёлая, трудна для обработки, склонна к растрескиванию. Практически не подвергается гниению. Используется при возведении гидротехнических сооружений, в судостроении. Именно из высоко прочной и хорошо противостоящей гниению древесины лиственницы были построены в Древнем Риме амфитеатры. В Венеции дома строились на лиственничных сваях, и они, пробыв в одной среде полтысячи лет, начали разрушаться только в настоящее время.

Кажется, какое отношение имеют к лиственнице шёлковые ткани, виноградный сахар, целлофан, спирт, уксусная кислота, красители, сургуч, удобрения, корма и многие другие изделия? Оказывается, самое непосредственное. Но при помощи химических превращений.

В настоящее время из лиственницы получают лекарственные препараты, укрепляющие хрупкие капилляры при лечении гипертонической болезни

Слайд 14. Сообщение учащегося 7.

Кипарис вечнозелёный– могучее дерево 30 – метровой высоты с густой кроной из тянущихся вверх ветвей с мелкими, чешуевидными сизо-зелёными листочками и шишками-шариками. Древесина кипариса содержит эфирные масла, убивающая микробов, отпугивает насекомых. Древесина гниёт очень медленно и сохраняет нетленным предмет, положенный в посуду или ящик из неё. В кипарисовых гробах хоронили людей знатного рода.

Кипарис житель южных стран, не терпящий морозов. Всего же семейство кипарисовых включает 19 родов и более 130 видов, к которым принадлежит не только кипарисы, но также туя и можжевельник.

Слайд 15. Сообщение учащегося 1.

Публикации по теме:

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Урок математики в 4 классе по теме «Деление на трехзначное число» Тема: Деление на трехзначное число Цель: закрепление умения делить многозначные числа на трехзначное с использованием алгоритма деления.

Урок письма в 1 классе по теме «Письмо заглавной буквы И» по УМК «Планета знаний» Тема урока: «Письмо заглавной буквы И» Задачи урока: Образовательная - освоение алгоритма написания заглавной буквы И; Развивающая – развитие.

Урок по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть» Никитушкина Ирина Петровна ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево 8 «Б» класс Обществознание Тема: «Долг совесть» Цель урока: • сформировать представление.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок биологии в 6 классе по теме «Отдел Голосеменные»
Опубликовано: 26 мая 2022 в 22:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок биологии в 6 классе по теме «Отдел Голосеменные»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Ховдей (УИ 3005717) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД