Светлана Владимировна Роговская
Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве.
Публикация «Урок по предмету „Человек и мир“ во 2 классе по теме „Звери“ в музее» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Задачи: познакомить детей с понятием «музей», его предназначением; формировать представления о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве; учить детей описывать птиц по заданному плану, устанавливать отличительные признаки животных, их зависимость от среды обитания, образа жизни, питания; создать условия для развития умения анализировать; содействовать воспитанию у школьников чувства восхищения мудростью природы, ответственного поведения и отношения к животным.
Ход урока:
Учитель объясняет детям понятие слова «музей».
– Музей — место, где собраны интересные предметы (экспонаты). В историческом музее хранятся старинные картины, скульптуры разных эпох и другое. Также бывают музеи по наукам, например, зоологический музей. Музеи нужны нам для того чтобы сохранить историю, ведь они создавались много-много лет назад и все они хранят интересные экспонаты, которым больше 100 лет! Музей может посетить каждый, посмотреть экспонаты и послушать интересные экскурсии. В музеях работает большое количество народа, но самым важным считаются экскурсовод. Этот человек рассказывает все об экспонатах в музее и может вам рассказать много интересного, чего вы еще не знали! В музеях нужно вести себя тихо, не шуметь и не бегать, внимательно слушать экскурсовода, можно задавать ему вопросы, если что-то не понятно.
Милые ребята! Знатоки природы.
Главные сокровища – знания, свобода.
Это груз не тяжкий, ценный, дорогой.
А его владельцы – богатые душой.
Актуализация знаний.
– Послушайте высказывания о птицах. Почему их так называют:
Птицы – вестники радости.
Птицы – это наши верные помощники.
Птицы – это друзья нашего детства.
Птицы – это дети радуги.
Птицы – это дети воздуха.
(Дети дают ответы.)
Вывод: Птицы – это вестники радости, потому что они каждый год приносят нам на своих крыльях весну.
Птицы – это наши верные помощники, так как они защищают наши огороды, деревья, леса, сады от вредных насекомых.
Птицы – это друзья нашего детства, потому что множество сказок, песен, стихотворений и легенд создано о них.
Птицы – это дети радуги, потому что оперенье их переливается всеми цветами радуги.
Птицы – это дети воздуха, потому что они могут подниматься очень высоко, выше облаков и гор, перелетать огромные моря и горы.
Вопросы:
– Чем птицы отличаются от других животных?
– Какие отличительные признаки птиц вы запомнили?
– Как нужно относится к птицам? Почему?
– А сейчас я предлагаю поиграть в игру, где мы будем слушать звуки птиц и отгадывать их голоса. (Отгадав голос птицы, дети находят и показывают её.)
Описание птицы по плану. (Ученики сами выбирают птицу, которую будут описывать.)
1. Величина.
2. Чем покрыто тело.
3. Окраска головы, грудки, крыльев.
4. Длина, форма, окраска клюва.
5. Размеры, окраска хвоста.
6. Величина, форма ног.
7. Самый яркий признак.
Изучение нового материала.
Отгадывание загадок.
1. Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж.)
2. Есть в реке работники: не столяры, не плотники,
А выстроят плотину — хоть пиши картину. (Бобры.)
3. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно, притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись: в том лесу, где бродит. (рысь).
4. Цепкий маленький пожар по деревьям побежал.
Ни один его прыжок ни листочка не обжег. (Белка.)
5. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы — уши больше головы. (Заяц.)
6. Кто имеет малый хвост,
Бороду, горбатый нос.
Носит, по лесу идя,
Вместо шапки два корча? (Лось.)
— Как одним словом назвать всех этих животных? (Звери.)
Знакомство с темой и задачами урока.
— Сегодня мы познакомимся со зверями, особенностями их строения, жизни, питания. Научимся отличать зверей от других животных.
— Существует около 4500 видов зверей. Они единственные из всех животных, которые кормят новорожденных детенышей молоком. Поэтому зверей называют еще млекопитающими. Все звери покрыты шерстью, зимой покрываются густым теплым мехом.
Способ передвижения. У наземных млекопитающих 4 лапы, у вод-ных — плавники. Кенгуру скачут на очень сильных задних лапах, а хвост помогает им держать равновесие. Единственные млекопитающие, которые умеют летать, — летучие мыши.
По способу питания млекопитающие делятся на травоядных, хищ-ников, насекомоядных, всеядных.
— Давайте с вами побудем настоящими маленькими исследователями! Разобьемся на команды «хищники», «травоядные», «насекомоядные» и «всеядные». Исследователи, попробуйте сами найти среди присутствующих зверей, кто травоядный (заяц, белка, мышь, а кто хищник (волк, лиса, кто насекомоядный, кто всеядный (медведь). (Рассматривая животных, команды проходят по залу и останавливаются возле своей группы зверей.)
— А теперь я вам расскажу интересные факты о зверях, которых вы нашли. Давайте перейдем к экспонату «Лось».
Истинным украшением лесов является лось - самый крупный представитель семейства оленьих. У отдельных гигантов длина тела до 3,5 метра, высота в холке до 2 метров и вес около 500 килограммов. Наблюдать за этим могучим зверем, бесшумно проходящим по лесу или стоящим на лесной дороге, составляет большое удовольствие. У лося прекрасное чутье и слух. Он обладает огромной силой, хорошо плавает и ныряет. Может легко перепрыгнуть без разбега четырехметровую канаву и двухметровую изгородь. Благодаря длинным ногам с раздвижными копытами легко ходит по болотам.
Лось исключительно лесной житель. Вне леса он встречается только во время весенних кочевок. Тогда он появляется на полях и даже заходит в населенные пункты. Основной пищей ему служат побеги осины, крушины, сосны, рябины, черемухи и различных ив, а также многие травянистые растения, мхи, грибы, ягоды. (Учащиеся переходят к экспонату «Косуля»)
Косуля - очень грациозное животное с длинной шеей, которую украшает небольшая, будто точеная голова с большими грустными глазами. От врагов косули спасаются бегом, развивая скорость на ровной местности до 70 километров в час и делая при этом десятиметровые прыжки. Несмотря на быстрые ноги, много косуль погибает зимой от волков и бродячих собак. Особенно коварен для них глубокий снег, который сковывает их движения и они становятся беззащитными. Поэтому в снежную зиму животные нередко переходят из одной местности в другую, подыскивая места с меньшим снежным покровом. Держатся косули стадами в 12 - 15 голов. Питаются животные травянистыми растениями, побегами кустарников, хвоей сосны, лишайниками. Зимой охотно поедают корнеплоды, сено, зерно.
Физкультминутка
Пригрело солнышко, снег растаял, и попала вода к медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
Давайте перейдем к медведю. Из обитающих в наших лесах хищников самый крупный - бурый медведь. Этот большой, ловкий и сообразительный зверь в начале прошлого века встречался почти повсеместно в Беларуси. К настоящему времени сохранилось около сотни этих ценных животных, в основном в северо-восточной части республики, включая Березинский заповедник.
Вот экспонат «Волк». В отличие от медведя другой крупный хищник нашего края - волк, в борьбе за сохранение своего вида оказался более жизнеспособным. Из всех зверей ему не повезло, пожалуй, больше всех. За хищнические повадки люди в течение тысячелетий непрерывно преследовали и беспощадно уничтожали этого зверя. Но силен оказался закон жизни у серых разбойников. Этот смышленый и смелый хищник довольно легко и в достаточно короткий срок приспосабливался к изменившимся условиям. В наши дни отпали такие надежные в прошлом средства борьбы с волком, как флажки и капканы. Еще совсем не так давно при появлении вертолета волк бежал по открытому пространству и становился беззащитным. Теперь, услышав шум мотора, хищник стремится уйти в лес или спрятаться в кусты, причем обучает этому и своих детенышей.
А вот рысь. Теплыми февральскими вечерами в лесной глухомани можно услышать басовитое мяуканье и завывание немногочисленных в нашей республике рысей. Основной корм пушистой красавицы, обладающей отличным слухом и зрением, - мыши, крупные птицы, зайцы и даже косули. Обычно рысь выходит на поиски пищи с наступлением густых сумерек и может часами подкарауливать в засаде свою жертву. Логово рысь чаще всего устраивает в куче бурелома или под вывернутым деревом, между его корнями.
Ребята, найдите экспонат «Кабан». Кабан приносит значительно больше пользы лесу, чем вреда. Он рыхлит почву, делает ее плодороднее и при этом «сажает» семена деревьев и трав. Кабан единственный среди копытных животных, кто питается не только растениями и их плодами, но и с успехом поедает мышей и лягушек, дождевых червей, ящериц, змей, птенцов и многое другое. Зато картофельным буртам и посевам он часто приносит значительный ущерб. Клиновидная голова, сжатое с боков туловище, упругая щетина и прочная кожа, широко раздвигающиеся пальцы на ногах позволяют ему не только бегать с большой скоростью в лесных чащах с буреломами, но и успешно преодолевать заболоченные места, без труда подниматься по крутым склонам.
Кабаны неусидчивы и всегда кочуют, особенно молодые. Живут они и в одиночку, и семьями, но, что характерно, дикая свинья воспитывает детенышей одна. Кабан - сильное и агрессивное животное. В то же время зверь хитер и осторожен. Охота на него считается более опасной, чем на медведя. Его отстрелять трудно даже хорошим охотникам.
Почти повсеместно обитают в наших лесах лисицы и зайцы - основные объекты спортивной охоты. К сожалению, численность их по многим причинам в последние годы пошла на убыль. Лисица относится к хищным млекопитающим семейства псовых. В Беларуси обитает лисица обыкновенная. Это самый крупный вид: длина тела 60-90 сантиметров, вес до 10 кг. Окраска изменчива, но в основном верх тела и бока желтовато-рыжие, низ и конец хвоста белые. Предпочитает лесные угодья, но больших сплошных массивов избегает, селится охотно в изреженных лесах, на вырубках, в перелесках, чередующихся с полями и лугами. Для рытья нор всегда избирает высокие места - склоны холмов, оврагов. Норой пользуется только в период размножения, в другое время посещает ее редко - в плохую погоду или раненая. Во все времена года питается главным образом мышевидными грызунами, а также зайцами, птицами, падалью. При случае таскает домашних гусей и кур. Любит полакомиться различными насекомыми и ягодами.
Спариваются лисицы в феврале - марте, а в апреле - мае самка приносит до 10 лисят. Через два месяца они уже сами добывают себе пищу. С наступлением холодов по размерам мало отличаются от родителей. В это время семья распадается и лисицы живут поодиночке до наступления весны. Лисицы полезны, истребляют вредных грызунов. Они относятся к числу важных объектов пушного промысла.
Зайцы – травоядные, обитают по всему земному шару. «Барабанная дробь», которую зайцы и кролики выбивают лапами — это их средство связи. Зайцы, как пружинки способны прыгать с невероятной скоростью! Зубы зайца никогда не перестают расти. Они стираются, когда он грызет еду.
Сегодня стали обычными в наших лесах лесная куница и енотовидная собака, ласка и черный хорь, бобр и белка. Расширяется ареал обитания выдры, горностая, европейской норки. Все эти звери дают ценный мех.
В сухих мшистых борах, на склонах лесных оврагов можно обнаружить барсука - довольно редкого в наше время зверя с узкой вытянутой мордой, короткой шеей и небольшим лохматым хвостом. Большую часть суток барсук проводит в норе, а зимой залегает в ней в спячку. Питается он лягушками, мышами, змеями, личинками насекомых, дождевыми червями, а также ягодами и грибами. Всякая охота на барсука у нас запрещена, он включен в «Красную книгу Беларуси».
Самые маленькие зверьки наших лесов - землеройки. Внешне они напоминают мышей. Только землеройка меньше размерами, у нее вытянутая в хоботок мордочка и бархатистая шкурка. Она приносит лесу большую пользу, истребляя огромное количество вредных насекомых, их личинок и куколок. Обладая злобным характером и неуемным аппетитом, землеройки забираются в норки полевок и мышей и съедают в них хозяев, которые по размерам почти вдове больше их, и их потомство. Зимой землеройки нередко в поисках пищи навещают расположенные недалеко от леса жилые и хозяйственные постройки и за короткое время уничтожают всех имеющихся там непрошеных гостей из мышиного царства. И люди благодарны им за это. Удивительно, что эти маленькие зверьки за сутки могут съесть значительно больше, чем весят сами. Находясь без пищи более 3 часов, они погибают от голода.
Игра «Послушай звуки зверей и отгадай их голоса».
Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Продолжи высказывание.
1. Сегодня мы познакомились с ещё одной группой животных – …
2. Отличительные особенности зверей от других животных: …
3. По способу питания звери делятся на …
2. Чтение учителем стихотворения.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету,
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
— С каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание.
Подготовить рассказ об одном из зверей.
(На память об уроке каждый ученик получает открытки с изображением зверей.)
— Спасибо за урок!
С. В. РОГОВСКАЯ, учитель первой категории, СШ №2 г. Могилёва