Серединская Наталья Евгеньевна
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока :урок открытия новых знаний.
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи, развивать навыки синтаксического разбора, навыки работы со словарями; формировать познавательную активность.
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Публикация «Урок по русскому языку в 5 классе по теме „Определение“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные: опознавать определения в предложении, способы выражения определений, использовать в речи предложения с определениями.
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Формы работы:
- редактирование текста;
- синтаксический разбор предложения;
Структура урока :
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной задачи.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5) Физ. минутка.
6) Закрепление изученного материала.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании (комментирование, выставление оценок за урок.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят урок уж очень важный!
Этап изучения нового материала.
Введение в тему и формулирование проблемы урока.
(слайд№1)
Шелестит под ногами сухая трава.
Осень украсила листьями поляны.
Люблю я пышное природы увяданье.
Диалог с классом.
Какими являются данные предложения по наличию второстепенных членов?
Чем отличается второе предложение от первого и третьего?
Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.
- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
Задачи:
- узнать, что называется определением.
- научиться находить определение в тексте;
- выяснить, для чего нужны определения
3)Диалог с классом
- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?
Значит, определение – это второстепенный член предложения.
- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
- Как вы понимаете значение слова “определять”?
- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
- Всё ли мы узнали об определении? (нет)
Познакомившись с правилом в учебнике, дети должны добавить: к какой части речи относится определение (сущ. + определение); чем оно обычно выражается.
- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета.
- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?
- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы.
Стихотворение
Отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ?
И волнистою подчеркнуто чертой.
Обозначает признак или явление
И называется… ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
Этап закрепления нового знания.
1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.
Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?
Выпишите из определения вместе
с определяемыми словами.
. (слайд № 2)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев
Физминутка.
Работа в парах. Карточка с текстом.
Подчеркните определения.
Объяснить написание безударной гласной в корне слова. (слайд№3)
Хорошо в …сеннем л…су!
На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.
Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.
Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.
- Получается находить определения в тексте?
- Значит, мы справились и со 2-й задачей
Составьте предложение. (слайд№4)
- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение
жёлтые
- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень
- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр
выстлала
- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение
дороги
- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами
Должно получиться предложение:
Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.
Выполнить синтаксический разбор предложения.
Творческое задание. (групповая работа)
- Прочитайте текст. (слайд№5)
Наступила (какая) осень. В лесу (какие) деревья давно облетели. Только (какие) берёзки сохранили (какие) листочки. Изредка (какие) лучи (какого) солнца озаряют (какой) лес.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Красивый текст? Почему?
- Ваша задача - подобрать к существительным определения.
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
- Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)
Вот вы справились и с 3-ей задачей.
Этап подведения итога урока
-Что мы делали на уроке?
- Как мы изучали новую тему?
– Для чего мы это делали?
Рефлексия.
Продолжите фразу.
Сегодня на уроке мы научились….
Сегодня на уроке мы узнали…
Сегодня на уроке мы повторили….
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание с объяснением. (Упр. 186. Выучить правило на стр. 86.)
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят урок уж очень важный!
Этап изучения нового материала.
Введение в тему и формулирование проблемы урока.
(слайд№1)
Шелестит под ногами сухая трава.
Осень украсила листьями поляны.
Люблю я пышное природы увяданье.
Диалог с классом.
Какими являются данные предложения по наличию второстепенных членов?
Чем отличается второе предложение от первого и третьего?
Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.
- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
Задачи:
- узнать, что называется определением.
- научиться находить определение в тексте;
- выяснить, для чего нужны определения
3)Диалог с классом
- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?
Значит, определение – это второстепенный член предложения.
- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
- Как вы понимаете значение слова “определять”?
- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
- Всё ли мы узнали об определении? (нет)
Познакомившись с правилом в учебнике, дети должны добавить: к какой части речи относится определение (сущ. + определение); чем оно обычно выражается.
- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета.
- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?
- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы.
Стихотворение
Отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ?
И волнистою подчеркнуто чертой.
Обозначает признак или явление
И называется… ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
Этап закрепления нового знания.
1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.
Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?
Выпишите из определения вместе
с определяемыми словами.
. (слайд № 2)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев
Физминутка.
Работа в парах. Карточка с текстом.
Подчеркните определения.
Объяснить написание безударной гласной в корне слова. (слайд№3)
Хорошо в …сеннем л…су!
На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.
Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.
Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.
- Получается находить определения в тексте?
- Значит, мы справились и со 2-й задачей
Составьте предложение. (слайд№4)
- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение
жёлтые
- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень
- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр
выстлала
- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение
дороги
- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами
Должно получиться предложение:
Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.
Выполнить синтаксический разбор предложения.
Творческое задание. (групповая работа)
- Прочитайте текст. (слайд№5)
Наступила (какая) осень. В лесу (какие) деревья давно облетели. Только (какие) берёзки сохранили (какие) листочки. Изредка (какие) лучи (какого) солнца озаряют (какой) лес.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Красивый текст? Почему?
- Ваша задача - подобрать к существительным определения.
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
- Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)
Вот вы справились и с 3-ей задачей.
Этап подведения итога урока
-Что мы делали на уроке?
- Как мы изучали новую тему?
– Для чего мы это делали?
Рефлексия.
Продолжите фразу.
Сегодня на уроке мы научились….
Сегодня на уроке мы узнали…
Сегодня на уроке мы повторили….
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание с объяснением. (Упр. 186. Выучить правило на стр. 86.)