Елена Гущина
Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.
Тема урока : «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Бориса Екимова».
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный (мотивационный) этап
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Слово учителя. Приветствие.
Публикация «Урок русского языка в 11 классе по теме „Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ, Работа с текстом Б, Екимова“» размещена в разделах
- Русский язык, конспекты уроков
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ и проводим урок развития речи.
Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).
Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.
Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.
(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.
Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке
II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.
Цель: мотивация обучающихся.
Слово учителя.
Целью нашего сегодняшнего урока будет
подготовка к написанию домашнего сочинения в формате ЕГЭ.
III. Актуализация знаний
Цель: проверка формирования теоретических знаний критериях оценивания сочинения в формате ЕГЭ.
Вспомним, что же представляет собой сочинение в формате ЕГЭ, какие требования к нему предъявляются? Ответить на этот вопрос нам поможет лингвистическое исследование, которое провели ребята в рамках разрабатываемого ими учебного исследовательского проекта. Дима, как называется ваш проект?
Итак, исследование в рамках проекта «Какие претензии мы можем предъявить сочинениям в формате ЕГЭ, написанным одиннадцатиклассниками?»
___
Обращаю ваше внимание, ребята, что исследование проводилось на материале уже написанных одиннадцатиклассниками сочинений по тексту Бориса Екимова.
Восстановим его в памяти.
(звучит аудиозапись текста)
Какая первая претензия к написанию сочинения?
Вступительная часть должна содержать не только сведения о статусе автора, но и включать краткие сведения о том, какая нравственная составляющая есть в произведениях писателя. Это поможет нам в формулировке проблемы. Перед вами алгоритм сочинения. Прочтите вступительную часть с учётом первой претензии, предъявляемой к сочинению.
___
Какая вторая претензия к написанию сочинения?
Должны быть сформулированы проблема и проблемный вопрос.
Вспомним варианты формулировки проблем.
___
Формулируем проблему и проблемный вопрос.
___
Первая составляющая проблемы – любовь.
Какой должна быть настоящая любовь?
Ответить на этот вопрос нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.
Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.
___
Вот какой должна быть любовь детей к родителям: настоящей, искренней, самоотверженной, святой.
Помните слова критика В. Г. Белинского о любви (основываясь на них, мы писали итоговое сочинение по литературе) : «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».
Обратим внимание: не только любовь к родителям, но и уважение к ним. Глубокое уважение…
Есть ли это глубокое уважение к матери в тексте Б. Екимова? Вернёмся к тексту. Он перед вами.
И вспомним третью претензию к сочинениям, написанным одиннадцатиклассниками. Она связана с комментарием проблемы. Пользуясь алгоритмом, попытайтесь сформулировать с учётом претензий комментарии проблемы и авторскую позицию, тесно связанную с ними.
___
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия обучающимися нового знания)
Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и разработать новые пути подхода к решению возникшей проблемной ситуации
Вот мы и подошли с вами, ребята, к самому трудному этапу работы над сочинением.
На необходимо выразить своё отношение к авторской позиции. На что нас ориентирует алгоритм? Какие речевые клише используем? Какой логический переход здесь уместен?
Ребята подготовили инсценирование эпизодов из романа, иллюстрирующих проблему любви и уважения. Эпизоды помогут отобрать нужный материал для выражения собственного отношения к авторской позиции.
Первый эпизод «Трудный разговор отца с сыном о Фенечке».
Да, грустно наблюдать такую картину, когда сын даже не понимает, как обижает своего отца, некоторым образом даже оскорбляет его.
Разве можно назвать чувства сына к отцу настоящими любовью и уважением?
Сделайте микровывод после 1-ого аргумента.
Предлагаем вашему вниманию ещё один эпизод «Пробуждение в Аркадии чувства искренней любви к отцу. Желание его защитить».
Вот настоящие, искренние чувства любви и уважения к отцу. В чём они выражаются? Сформулируйте микровывод.
V.Включение нового знания в систему понятий обучающихся
Цель: повторение и систематизация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося
Третий, последний этап алгоритма работы над сочинением заключается в составлении обобщающего вывода. Он должен быть ответом на проблемный вопрос сочинения «Какими должны быть настоящие любовь и уважение к родителям?»
---
Да, любовь, основанная на уважении, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».
Итак, ребята, мы, я надеюсь, успешно подготовились к написанию сочинения, помним о том, какие претензии к нему могут предъявляться, как правильно формулировать проблему и проблемный вопрос, какие композиционные связки и речевые клише нужно использовать для составления комментариев к проблеме;
не забудем о том, что в конце сочинения нужно будет сделать обобщающий вывод, который будет являться ответом на проблемный вопрос.
Мне бы очень хотелось, чтобы сейчас мы провели небольшую рефлексию – самооценку результатов деятельности своей и всего коллектива.
VIII. Рефлексия ( цель: самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива)
Слово учителя.
Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.
Завершите высказывания:
1. Урок заставил меня задуматься о…
2. За урок я узнал/вспомнил/ отработал навык.
3. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.
4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…
Пока ребята пишут, звучит песня «Научи меня, Боже, любить»
Дмитрий Дрыгин отвечает.
(«Какие претензии мы можем предъявить сочинениям в формате ЕГЭ, написанным одиннадцатиклассниками?»
___
• «Отц
Ученик зачитывает вариант вступительной части: «Борис Екимов-русский прозаик и публицист, один из немногих мастеров художественного слова, чьи произведения воспитывают в нас нравственность, заставляют задуматься о многих важных вопросах».
___
Ученики называют варианты формулировки проблемы. ( Предполагаемые ответы: проблема роли и значимости чего-либо в жизни человека или общества; проблема отношения к какому-либо явлению или какой-либо личности в обществе; проблема взаимоотношений между кем-либо; проблема влияния чего-либо, какого-либо явления на душу человека и формирование его мировоззрения).
___
Ученики формулируют проблему и проблемный вопрос.
( Предполагаемые ответы: проблема роли и значимости любви и уважения во взаимоотношениях между детьми и родителями. Какими должны быть настоящие любовь и уважение к родителям).
Даниил Гудьев читает слова из Библии:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
(Первое послание святого апостола Павла к коринфянам)
Ученик формулируют 1-ый комментарий проблемы.
Предполагаемый ответ:
«Для решения проблемы, поставленной в тексте, автор предлагает читателям задуматься о том, что любовь дочери к матери ограничивается только формальными звонками по мобильному телефону: «Ты в порядке…Будь-будь». В этом фрагменте текста автор выражает одну из важных мыслей, непосредственно связанную с проблемой: дочь любит мать, но недостаточно уважает её.
Ученик формулирует 2-ой комментарий проблемы.
Предполагаемы ответ:
«Та же мысль звучит и во втором фрагменте, где Борис Екимов подчёркивает, что старую, больную женщину даже не считают нужным выслушать, потратить на неё время. А когда Екатерина всё же пытается что-то сказать, делают ей строгое внушение: «Говори по делу. Мы же объясняли: тариф». Читателям становится понятно, что о глубоком уважении дочери к матери говорить не приходится. С помощью яркой мысли, содержащейся во фрагменте, проблема, поднятая в тексте, начинает звучать более остро».
Ученик формулирует авторскую позицию.
Предполагаемый ответ:
«Авторская позиция в связи с этим, на мой взгляд, такова: Б. Екимов утверждает, что дети должны искренне выражать любовь к своим родителям, снисходительно относиться к их недостаткам, выражая тем самым глубокое уважение к ним.
___
Ученик зачитывает вариант логического перехода к выражению собственного отношения к авторской позиции:
«Трудно не согласиться с позицией автора. Она мне совершенно понятна, потому что я также считаю, что формальная забота дочери о матери не является выражением глубокого, искреннего чувства к ней. Нельзя к пожилым людям так относиться. Они заслужили большего, потому что всем сердцем любят своих детей и надеются на ответное чувство». Примеры, подтверждающие эту мысль, можно найти в художественной литературе, в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».
Ученики смотрят инсценировку. Осмысливают текст произведения.
Ученики делают микровывод:
«Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, автор обращает внимание читателей на снисходительную любовь сына к отцу. Аркадий ведёт себя развязно, бестактно, что свидетельствует о его недостаточном уважении к Николаю Петровичу.
Ученики формулируют микровывод :
«Искренние чувства любви и уважения к отцу выражаются в неприятии взглядов Евгения Базарова».
___
Ученики формулируют обобщающий вывод.
Таким образом, на основании прочитанного произведения мы можем сделать вывод о том, что дети должны испытывать к родителям высокие нравственные чувства – самоотверженную любовь и глубокое уважение.
---