людмила гаршина
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по русскому языку 5 класс.
Тема урока : Правописание не с именами прилагательными.
Цель урока : Продолжить изучение темы «Прилагательное как часть речи»; формирование у обучающихся навыков правописания не и именами прилагательными; обобщение и систематизация знаний о правописании не с именами существительными.
Планируемые
Публикация «Урок по русскому языку в 5 классе по теме „Не с именами прилагательными“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Образовательные результаты: 1. предметные :правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.
2. метапредметные: (приобретенная компетентность) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
3. личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения.
Формируемые УУД:
- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);
- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
Тип урока : Урок «открытия» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)
Методические приё мы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение,объяснительно-иллюстративный, ИКТ
Технология: проблемный диалог, здоровьесбережение, индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке
Ход урока
1. Организация детей из класса.
Здравствуйте, ребята! (создать условия для формулировки учениками темы и целей урока; формировать умения находить прилагательные, отличать их от других частей речи)
Поскорей проверь,дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Начнем наш урок.
Задание: Прочитайте советы М. В. Ломоносова (несколько слов о Ломоносове, раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами.
М. В. Ломоносов о поведении учащихся (по предложению каждый ученик)
1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.
2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
3.(Не) быть гордым и грубым.
4.(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
5. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
6. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!
(1758 год)
Вряд ли найдется на свете такой человек, который не знает, кто такой Ломоносов. Михаил Васильевич – это гениальнейший российский ученый, который сделал неоспоримый вклад во многие отрасли естествознания. Он первым открыл химическую лабораторию, сделал множество физических открытий и усовершенствовал русский язык.
Известно, что Михаил Васильевич пристрастился к чтению книг с раннего возраста. Молодого Ломоносова начал обучать грамоте местный дьячок С. Н. Сабельников, который научил юношу алгебре, грамматике, а также познакомил с удивительным миром литературы.
Будучи 14-летним подростком, Михаил хорошо читал, поэтому днями и ночами корпел над различными учебниками. Можно сказать, что он ревностно проглатывал одну книгу за другой, пытаясь положить в копилку знаний новую информацию.
-Ребята, как вам кажется, какой главный совет дает нам М. В. Ломоносов?
- Ребята, М. В. Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?
Запишите число, классная работа.
2. Подготовительный этап
-Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нужно сделать несколько заданий.
Определите по лексическому значению слово и запишите его. (у доски 1 человек)
1. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
2. Человек, которому не сидится на месте (непоседа).
3. Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка)
4. Неуклюжий, неловкий человек (недотепа)
-Что объединяет все записанные вами существительные? (Они характеризуют человека, все они общего рода)
-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? (Недоучка, недотепа)
-Почему все эти слова пишутся с не слитно?
А что еще о правописании не с именами существительными вы знаете?
Хорошо. Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.
(Не)настье;
(не)друг, а враг;
(не)друг;
(не)брежный;
(не)решительность;
(не)правда;
(не)годование;
(не)веселый.
Далеко (не) интересный
-Все ли слова смогли объяснить?
-В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?
- В словах (не)брежный, (не)веселый, далеко (не) интересный
- А данные слова являются какой частью речи?
- Прилагательными
- А почему вы испытали затруднения в данных словах?
- Данную тему не изучали
3. Определение темы и цели урока
-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
-Почему так решили? Для чего нам это нужно знать?
-Запишите тему урока в тетради. (проверьте себя по учебнику)пар. 48.
-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.
Используйте опорные слова на доске.
1) Повторить… .
2) Познакомиться с … .
3) Научиться … .
4. Изучение нового материала
Попробуем это сделать-
Повторить… .
Познакомиться с … .
Научиться … .
Учащиеся разбиваются на группы
Гипотеза: Имя прилагательное
очень тесно связано с именем существительным, соответственно можно предположить,что при написание не с прилагательными мы, возможно можем воспользоваться уже известными правилами?
-Но это только гипотеза, попробуем её проверить.
Перед вами лежат карточки №1 .попробуйте объяснить, как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)
Правописание не с прилагательными
Не весёлый, а грустный;
Не широкий, а узкий;
Ненастный
Недобрый (злой, нехороший (плохой)
Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;
Сказка ничуть не страшная.
Слитно Раздельно
Учащиеся: Слитно и раздельно.
Проведем исследовательскую работу и попробуем сформулировать правило.
Внимательно посмотрите на таблицу №2. Поделитесь с товарищами по парте своими мыслями. Успехов!
Карточка №2
Не с существительными Не с прилагательными
1. Неряха 1. Неряшливый
2. Нерешительность 2. Нерешительный
3. Не правда, а ложь. 3. Не правдивый, а лживый
4. Вовсе не вкусный
5. День не прохладен, а жарок. Вид неряшлив.
-Представители групп выступают со своими предложениями, объясняют,как и посему они пришли к таким выводам.
-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?
-А какие примеры вызвали затруднение (последние) Почему?
Вернемся к таблице. №1и внесем наши выводы по известным пунктам (комментируют)
Какой пункт нами не был еще оговорен из №2 (4,5)
5. Работа с учебником
- Как вы думаете, где можно найти нужную информацию? Откройте учебник, прочитайте правило.
-Есть ли какая-то новая информация по данной теме? То чего мы не знали?
-Да, по пункту 4. Что именно, дополните таблицу №1
-А на 5 пункт нашли ответ?
-Нет.
-Действительно, в нашем учебнике нет нужной информации.
Может быть, мы сможем сами сформулировать правило?
-С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.
-Дополните таблицу новой информацией (примеры) и распределим слова (устно) по пунктам.
-Вернемся к орфографической пятиминутке: к словам, которые у вас вызвали затруднения.
Физминутка.
Долго мы, друзья, трудились и, наверно, утомились.
Пришло время нам чуть – чуть посидеть и отдохнуть.
Мы сейчас расправим плечи, дадим спинам отдохнуть.
Не забудем потянуться и при этом улыбнуться.
А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись.
Возвращаемся обратно. Расслабление приятно.
Повертели головами, поболтали все ногами.
Встали, сели. Встали, сели. Вновь работать захотели.
6. Закрепление материала по теме урока.
В правилах нет никакого толку, если мы их не умеем применять.
Упражнение № 345. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение?
Распределительный диктант. Запишите в тетради примеры в два столбика и обоснуйте условия выбора изученной орфограммы.
(Не)высокое дерево, далеко (не) удачный ответ (не) обрывистый, а пологий берег, (не)строгий человек, не мягкий, а твёрдый, (не)глубокий овраг, (не)чаянная встреча (не)брежный почерк (не)смел, а труслив.
7. Контроль знаний детей по данной теме
Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.
Учащиеся выполняют небольшой тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – выбрать верный вариант написания, затем проверяют.
1. НЕ с прилагательными пишется раздельно :
1) если слово не употребляется без не-;
2) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без не-;
3) если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2. Слово с НЕ пишется слитно:
1) (Не)приятельская армия отступила.
2) Эта книга далеко (не)проста.
3) Нам продали (не)мороженое, а лед.
3. Слово с НЕ пишется раздельно:
1) Мы ждали (не)большой корабль.
2) Он (не)взлюбил меня.
3) Этот нож (не)стальной.
7 этап. Подведение итогов урока.
Ученики вместе с учителем подводят итоги урока, определяют, все ли цели достигнуты. (слайд)
- Как пишется не с прилагательными?
Домашнее задание: параграф48 ,упр 436 или 437.+ правило (слайд)
8 этап. Рефлексия.
Цель этапа: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
Перед учениками лист, на котором они выполняли тест, и цветные ручки, карандаши или фломастеры (черный, зеленый, красный).
Учащиеся на листочке должны нарисовать «помидор», каждый цвет показывает их уровень знаний, как они сегодня усвоили материал.
Если учащиеся считают, что их знания остались на прежнем уровне, то рисуют «черным» контур помидора; если узнали что-то новое, начали «зреть», то – «зеленый помидор»; а если «созрели», получили новые знания, то – «красный помидор». Листы с тестом сдать учителю.
Молодцы! Спасибо за урок.