Светлана Веселовская
Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский
УРОК 11
ТЕМА: Биологические катализаторы
Задачи: сформировать знания о ферментах, их роли в клетке; активизировать знания о катализе, катализаторах из курса химии. Продолжать умение пользоваться научными терминами и объяснять их, учиться работать в парах, проводить сравнения, делать выводы.
Публикация «Конспект урока по биологии в 9 классе „Биологические катализаторы“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Оборудование: 3-процентный раствор перекиси водорода (Н2О2); кусочки сырого и вареного картофеля и мяса; пробирки.
Ход урока
I. Проверка решения домашней задачи.
II. Изучение нового материала.
Презентация.
2. Проведение лабораторной работы (оформить результаты в таблице).
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует. Фермент каталаза имеется в каждой растительной и животной клетке. Он расщепляет Н2О2, которая образуется в клетках в результате окислительно-восстановительных реакций, с появлением молекул воды и кислорода: 2Н2О2 О2 + 2Н2О
За 1 секунду 1 молекула каталазы расщепляет 200 000 молекул Н2О2. Н2О2 - ядовитое вещество, и, чтобы не произошло самоотравления клетки и организма в целом, каталаза расщепляет ее. Играет защитную функцию.
Ход работы:
Поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую кусочек сырого картофеля,в третью кусочек вареного картофеля.
прилейте в пробирки по 2 мл 3-х процентного рас-ра Н2О2.
Запишите наблюдаемые рез-ты.
Сделайте вывод.
Объект
Явления, наблюдаемые при действии пероксида водорода
Объяснение наблюдений
1. Сырой картофель
2. Вареный картофель
3. Сырое мясо
4. Вареное мясо
Вывод: Каталитическая (ферментативная) функция белков на примере фермента катализы и уреазы (рассказ с элементами беседы).
в пробирках с кусочками вареного картофеля и мяса не наблюдалось расщепления Н2О2, потому что при варке картофеля произошла денатурация белка-фермента каталазы, нарушилась третичная и, очевидно, вторичная структура молекулы, что и привело к разрушению активного центра фермента.
3. Фермент уреаза разлагает мочевину.
• Рассмотрим в качестве примера реакцию, знакомую почти всем владельцам кошек. Речь идет о разложении мочевины, содержащейся в кошачьей моче, на углекислый газ и аммиак H2N - СО - NH2 + Н2О СО2Т +2NH3T
Уреазу образуют бактерии, попадающие в песок из воздуха и начинающие расти и размножаться. За 1 секунду 1 молекула уреазы расщепляет 30000 молекул мочевины. Если бы не было уреазы, то на это потребовалось бы около Змлн. лет.
Есть ферменты, которые работают быстрее и которые работают медленнее.
4. Строение и механизм действия ферментов (рассказ).
Активность фермента зависит от различных факторов: рН раствора, t° С. Катализируя реакцию, фермент тесно сближает молекулы своих субстратов, так что реагируемые части оказываются около друг друга. Субстрат после присоединения к ферменту немного изменяется. Предполагается, что именно таким путем фермент и ускоряет реакцию.
5. Значение ферментов. заслушивание сообщения учащихся.
III. Закрепление знаний. Вопросы:
— Ферменты активны лишь при определенной температуре. Объясните, почему?
- Как вы понимаете выражение: «Все ферменты - белки, но не все белки - ферменты»?
TV. Домашнее задание: § 11, вопросы 1 - 5, стр. 37.