Екатерина Михайлова
Конспект занятия «Звук [Ч] и буква Ч» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Уточнить артикуляцию звука «Ч»
-Совершенствовать у детей умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-Учить детей заканчивать слово одним звуком или одной буквой.
-Познакомить с буквой Ч и закрепление образа буквы.
Оборудование: Панно букв, картинки или игрушки Маши и медведя,
наборы букв для подгруппы детей.
Ход занятия.
1. Закрепление пройденного (звука Ж) :
Публикация «Конспект занятия „Звук [Ч] и буква Ч“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-Воспитатель загадывает детям загадки, а те собирают отгадки из букв.
Я очень острый и стальной
Нарезать хлеб вам помогу,
Но аккуратнее со мной
Порезать пальчик я могу (нож).
В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук.
Кто же это? (жук)
Он пушистый и мурчит,
О любви так говорит,
Утром он проснется рано,
Любит очень уж сметану (кот).
-Игра «Закончи предложение одним словом со звуком «Ж»(с мячом).
Ножом хлеб …. (режут)
Весенний ручеёк весело ….(журчит)
Взял предмет, его на место ….(положи)
Пирожки на сковороде мама ….(жарит)
По дорожке дети могут быстро …. (бежать)
Больному человеку я здоровья ….(желаю)
Я сегодня вам сказку….(расскажу)
В очках я хорошо ….(вижу)
Я в теплице рассаду огурцов (сажаю)
Ссадину на коленке мама ….(помажет)
Я на стуле….(сижу)
Я папу с работы….(жду)
Во время листопада листочки в воздухе….(кружат).
2. Артикуляционная гимнастика.
1-упражнение «Дятел»;
2- упражнение «Маляр»;
3-упражнение «Дудочка»;
4-упражнение «Утюжок»;
3. Изучение нового.
Воспитатель читает стих и просит детей обратить внимание,что почти во всех словах слышится звук с которым мы сегодня будем знакомиться (голосом выделяю звук «ч»).
Манечка в булочной часто бывает.
Пачку печенья она покупает.
Булочку к чаю, сочни и пончик,
Сладкий кулич и хлеба батончик.
Артикуляция звука «ч» :
- Губы слегка выдвинуты вперед и округлены (окошечком).
-Зубы сближены.
- Кончик языка касается неба (за верхними зубами на бугорке).
Звук «ч» всегда произносится мягко и нежно, у него нет твёрдого братца.
Ребята, а вам знакомы эти сказочные герои? (показ картинок или игрушек Маши и медведя).
-А вы знаете как они познакомились?
Машеньку мама и папа ласково называли Манечка. И вот приехала наша Манечка с мамой и папой в деревню и пошла в лес за грибочками. Ходила, грибочки собирала и забрела в лесную чащу. Вдруг откуда не возьмись появился большой медведь и спрашивает грозным голосом: «Что ты делаешь в моих владеньях?»
-«Грибочки собираю для мамочки и папочки»
-«Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь ухаживать за моим сыночком».
Так и сделал. Посадил Манечку себе на плечи и понёс в берлогу.
Игра «Доскажи словечко»
1)Одним звуком»ч»
А вы же знаете, что Манечка была девочка умная и хитрая, стала она дорогу отмечать,бросать предметы которые у неё были. Если вы докончите слово звуком «Ч», то узнаете какие это предметы:
Клю (ч)
Кала (ч)
Мя….(ч)
Обру (ч)
2)Одним слогом (чек)
Дорога была длинной и Манечка стала бросать предметы которые у неё остались. Если вы докончите слово одним слогом «чек», то узнаете какие это предметы:
Плато (чек, значё….(чек,
Фарту….(чек, носо….(чек,
Поясо. (чек, крючё….(чек).
Дошёл медведь до берлоги, а там медвежонок сидит и плачет, есть просит. Жалко стало Манечке медвежонка, замесила она тесто и испекла пирожки.
3)Изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наелся Мишутка и уснул, а Манечка прибираться стала.
Сначала она вымыла большую миску, а потом маленькую (мисочку, большую чашку, а потом маленькую ….(чашечку,большую ложку, а потом маленькую (ложечку,большую тарелку, а потом маленькую ….(тарелочку).
Поправила большую подушку, а потом маленькую…. (подушечку);
Большую подушку, а потом маленькую….(подушечку);поставила на полку большую корзину, а потом маленькую….(корзиночку).
Пришёл медведь домой, смотрит, в берлоге чистота и порядок. Говорит медведь Манечке : «Отпустил бы я тебя, да некому за Мишуткой присматривать». Тут мимо сорока пролетала и застрекотала: «Ничего ты медведь не знаешь, в нашем лесочке на зелёном лужочке детский сад открылся для лесных зверят».
Медведь и говорит: «Отведи Мишутку в детский сад, а потом домой иди, если дорогу найдёшь. Не найдёшь-у меня жить будешь!»
Как вы думаете,ребята, Манечка нашла дорогу домой?
-Вспомните какие предметы ей помогли. (Дети отвечают развёрнутым предложением, поощряются ответы в которых дети перечисляют несколько предметов).
Знакомство с буквой «Ч».
Мы познакомились со звуком «Ч», а вот и буква «Ч».-показ буквы и размещение в соответствующий домик (выясняют гласная она или согласная).
«Ч –вы правильно решили-пишут так же как 4,
Только с цифрою друзья путать букву нам нельзя.
Закрепление образа буквы (печатают в тетрадях) и чтение слогов и слов:
ЧА ЧО ЧУ ЧЕ ; Ча-сы; чиж; чай-ка;
чу-до; мяч; зай-ка;
до-ча; чай; чаш-ка.