Ольга Дымиха Завадская
Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Публикация «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта, педагог постоянно ищет пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.
Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС:
Здоровьесберегающие технологии;
Игровые технологии;
Технология наглядного моделирования;
Мнемотехника;
Камешки Марблс;
«Су-джок» терапия;
Информационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ
Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Нами освоены и используются в работе: различные виды массажа; различные виды дыхательной и голосовой гимнастик; упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук; упражнения на релаксацию; кинезиологические упражнения.
Игровые технологии
Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов - от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».
Игровые технологии для развития дыхания
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. В своей работе применяю такие игры: «Накорми животное», «Голодные фрукты», «Зашумленные картинки», «Подуй на перышко», «Подуй на варежку», «Футбол», «Фокус» и др.
Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:
К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. Игровое пособие «Артикуляционные кубики», на которых изображены разные виды упражнений. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало ему; а также различные пособия «Помоги Кролику собрать морковку», «Посчитай снежинки», использование ИКТ и др.
Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:
Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал, в своей коррекционно-логопедической практике использую такой материал, как карточки со слогами на определенный звук, пособия где необходимо произнести столько раз отрабатываемый слог, сколько кокосов или шишек нарисовано и т. п. Очень нравятся детям игры с фонариком, пособия, которые включают межполушарное взаимодействие и игры с подвижными элементами, которые можно использовать как на этапе автоматизации звука в словах так и в предложениях др.
Игровые технологии, применяемые на этапе дифференциации звуков
Игры помогают дифференцировать поставленные звуки, развивать психические процессы (внимание, память, мышление, развивать мелкую моторику рук.
Технология наглядного моделирования
Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.
Мнемотехника
Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми.
Камешки Марблс
Цель: воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулирование речевых зон коры головного мозга, снятие негативного напряжения.
Упражнения с камешками тренируют у детей мелкую моторику, ловкость, глазомер, координацию движений, привлекают внимание, вызывают положительные реакции, радость, улыбку. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с камешками не бывает механической, т. к. цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Это всё ускоряет развитие речи. Игры с камешками развивают тактильные ощущения, пространственные представления, развивают лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, психические процессы, фантазию.
«Су-джок» терапия
Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок». В процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам. При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями.
Информационные технологии
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
3. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».
4. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.
5. Использование интерактивных игр в логопедической практике.
В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей.
Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, позволяющее наладить коммуникативные связи.
Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует. Таким образом, использование данных технологий способствует:
Повышению у детей интереса к выполнению заданий.
Улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики.
Расширению детских представлений об окружающем их мире.
Повышению мотивации к занятиям.
Обогащаются лексико-грамматические компоненты речи, фонетико-фонематическая сторона речи и связная речь.