МААМ-картинки

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы

Наталья Руденко
Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы
▼ Скачать + Заказать документы

Современные здоровьесберегающие технологии в работе

социально-психологической службы

Плетнева С. В., педагог - психолог

Руденко Н. Н., социальный педагог

МБОУ «СОШ№38» г. Симферополь

Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы» размещена в разделах

Сегодня слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области образования. Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Какие же психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе социально-психологической службы?

Работая с детьми, мы постоянно ориентируемся на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии :

- информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки. Это Интернет-проекты, проведение опросов целевых групп, различные мониторинги, организация психологических практикумов для целевых групп.

- технологии саморазвития - они направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

- эвристические – направлены на развитие творческих способностей личности и повышение познавательного интереса.

- прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

- здоровьесберегающие – направлены на сохранение, укрепление и развитие интеллектуального и физического здоровья личности.

На ней мы остановимся более подробно.

Здоровьесберегающие технологии

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники могут страдать психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная социально-психологическая служба. В её рабочем арсенале находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т. д.

В рамках данной технологии можно применять такие методики, как:

• Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

• Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

• Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.

• Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

• Телесная терапия - методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

• Арт-терапия

Арт-терапия включает в себя ряд направлений работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.

Таким образом, перечисленные нами технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний.

Ниже приведены примеры упражнений применения здоровьезберегающей технологии, которые можно использовать в работе социально-психологической службы школы :

Ритуал приветствия.

Психологический смысл упражнений.

Упражнение позволяет создать положительный настрой на групповую работу.

Упражнение "Повтори за мной" (двигательная терапия)

Детям предлагается поздороваться разными частями тела, повторяя за педагогом.

Упражнение «Цвет моего настроения» (цветотерапия)

По кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению.

Можно использовать в своей работе с детьми элементы ароматерапии.

Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто они бывают тесно связаны с определенными событиями. Наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Причем реакция эта, как правило, спонтанна. Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Упражнение «Удивительные запахи»

На столе – коробочка в ней мешочки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом.

Психолог предлагает детям: Закройте глаза. Я буду каждому из вас давать понюхать мешочек с удивительным запахом. А вы постарайтесь угадать, что это за запах, а затем рассказать, что вы вспомнили, вдыхая аромат. Удивитесь ему.

Упражнение «Удивительные запахи» мы применила на своем занятии «Удивление» с детьми начальной школы и -5 -6 класс, но им можно пользоваться и в индивидуальной работе. Предварительно, необходимо провести беседу с родителями, нет ли у детей аллергии на аромомасла.

Для работы с детьми можно использовать аромомасла грейпфрута, апельсина, розы, лимона, мяты, сосны. Каждое из эфирных масел, обладает своим назначением и свойствами, по-разному воздействует на биоэнергетику человека. Одни ароматические масла возбуждают и улучшают настроение и жизненный тонус, другие – успокаивают и расслабляют, третьи – помогают справиться с плохим настроением и хандрой.

Выбирать следует масла, запах которых знаком детям. На практике это упражнение очень нравится детям, вдыхание ароматических веществ благотворно влияет на эмоциональное состояние, оказывает гармонизирующий эффект на весь организм ребенка в целом.

Тренинговое упражнение «Белый стул» - 3-4 хорошо друг друга знающих учащихся (для учеников старшей школы).

Это упражнение мы проводим в классах с высоким уровнем конфликтности.

Белый цвет, как правило, ассоциируется с чистотой, торжественностью, началом чего-то нового.

Действия учителя Действия учеников Примечание

Ставит посреди комнаты стул, накрытый белым покрывалом. Говорит о том, что этот стул волшебный, потому что кто на него садится, тот сразу забывает все плохое, этот стул делает человека добрее. Далее предлагает сесть на стул желающему. А всем остальным можно сказать об этом человеке только хорошие слова. На этапе объяснения содержания упражнения, учащиеся думают, какие качества присущи его одноклассникам готовят слова, которые произнесут про других Данное упражнение. Целесообразно проводить во многих конфликтных коллективах, так как оно развивает коммуникативные качества, корректируют уровень самооценочной и межличностной тревожности учащихся. Желательно пригласить на стул, если никто не решается сначала принимаемого члена группы, а потом того, у кого есть проблемы с самоооценкой, взаимоотношениями с одноклассниками.

Упражнение (телесная терапия) – 3-5 чел.

«Омоложение». Участники изображают 80-летних стариков и старушек, при встрече они кивают друг другу. По хлопку ведущего они сбрасывают десяток лет и при встрече машут друг другу рукой. Затем участникам становится по 60 лет, они обмениваются рукопожатиями. В 50 лет каждый дружески кладет проходящему руку на плечо, в 40 – похлопывает по спине, в 30 – быстро касается другого, стараясь не дать ему коснуться себя. 20-летние весело гоняются друг за другом, прыгают и хватают приятелей за левое ухо, не давая схватить себя. 10-летние носятся туда-сюда, пытаясь избежать столкновений.

Обсуждается, кому в каком возрасте было лучше и хуже всего.

Данное упражнение позволяет развивать умение сопереживать, сензитивность детей, прочувствовать состояние людей разных возрастов. После этого упражнения мы заметили, что дети более терпимо относятся к пожилым людям.

«Передача по кругу» (5-6 чел.) ритма, движения или воображаемого предмета: чашки с горячим напитком, подарка, котенка, ежика. Это упражнение развивает умение считывать мимику и движения тела других людей, учит детей контролю над своим телом. Полезно будет как гиперактивным детям, так и тем, кому сложно проявлять эмоции.

«Этюды с воображаемыми предметами». Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

Для снятия стресса, или наоборот, активизации эмоциональной сферы личности ребенка используют музыку для релаксации, а также записи звуков природы (шум моря, леса, грозы и т. д.)

Упражнение по музыкотерапии «Шум моря».

Учащиеся слушают звуки моря, а затем предложить им «подышать», как море. Делать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать долго-долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть.

Литература:

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. - Т. 7. - №2. - С. 21

Публикации по теме:

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Современные здоровьесберегающие технологии» ЗДОРОВЬЕ -это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов». Самый.

Консультация «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Доклад «Современные здоровьесберегающие технологии. Формы и методы работы по здоровьесбережению» .

Мастер-класс для педагогов на тему «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными.

Презентация «Нормативно-правовая база социально-психологической службы» Притча про картофель Однажды учитель велел, чтобы каждый ученик принёс прозрачный пластиковый мешочек и клубни картофеля. В случае если.

Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» .

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС до В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 23:02
+154Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Руденко (УИ 984944) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД