Наталья Жучкова
Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих логопункт».
Формирование правильного звукопроизношения – одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития языковой способности ребенка, развития связной речи и подготовки детей к успешному овладению письменной формой речи. Богатый словарный запас и грамотная речь позволяет ребенку легче оформлять и высказывать свои мысли, что ведет к активному психическому развитию. Любое нарушение речи может неадекватно отразиться не только на поведении ребенка, но и на его деятельности. Дети с нарушениями речи начинают осознавать свой недостаток, замыкаются, становятся нерешительными, обидчивыми, избегают общения. Правильное произношение ребенком звуков и слов различной слоговой структуры в период обучения грамоте позволит предупредить в будущем недостатки формирования письменной речи, которая формируется и совершенствуется на основе устной. Недостатки устной речи, как правило, приводят к неуспеваемости по школьным предметам.
Публикация «Консультация „Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Форма организации обучения на логопункте – в подгруппах и индивидуальная. На индивидуальных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией изучаемых звуков и автоматизацией поставленных звуков в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком и активизировать контроль над качеством звучащей речи. На занятиях в подгруппе дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников, работать в коллективе. Состав подгрупп меняется по усмотрению учителя – логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Для эффективности коррекционной работы необходимо раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений. Проводится работа по развитию и совершенствованию умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Проводится работа по постановке и автоматизации звуков русского языка, по формированию лексико-грамматической компетенции, по развитию связной речи, воспитанию интонационной выразительности речи. Важно побуждать детей интересоваться смыслом слов и учить использовать их в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Для эффективности коррекционной работы необходимо взаимодействие учителя-логопеда с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ.
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения условно можно разделить на два этапа:
I этап — подготовительный.
II этап — формирование произносительных умений и навыков.
В процессе логопедических занятий ребенок должен научиться правильному произношению всех звуков родного языка, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап — различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Часто нарушения произношения связаны с нарушением в строении органов артикуляционного аппарата или с нарушением двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушение тонуса мышц лица, языка, нарушение функций мускулатуры мягкого нёба). Для выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Это позволит научить ребенка объединению простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности. Начинаем с постановки звука и его автоматизации в слогах, далее автоматизация звука в словах и словосочетаниях. Учим ребенка дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки. Завершаем работу над поставленным звуком его автоматизацией в самостоятельной речи ребенка.
Эффективность логопедической работы на логопункте во многом зависит от преемственности в работе учителя – логопеда и других специалистов, и, прежде всего учителя-логопеда и воспитателей.
Воспитатели создают ситуацию общения, организовывают и поддерживают речевое общение на прогулке, в процессе игр и развлечений, в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов. Воспитатели побуждают детей вслушиваться в высказывания окружающих, интересоваться смыслом услышанного, привлекают внимание к интонационной стороне речи окружающих. Воспитатели помогают формировать у детей навыки самоконтроля и критического отношения к своей речи и речи окружающих, проводят игры на развитие речи, работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.
Таким образом, воспитатель формирует у детей навыки общего и речевого поведения, активизирует полученные знания в ходе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.
В папках по взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателей учитель-логопед подбирает задания для работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Это задания и игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, на развитие мелкой моторики пальцев рук и координации общих моторных движений. Учитель-логопед подбирает задания по автоматизации и дифференциации звуков, комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений, подбирает стихи и загадки; подбирает задания на выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенного анализа слов, задания и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с конкретной лексической темой.
Результаты выполнения заданий и упражнений воспитатель фиксирует в папке взаимосвязи. Это помогает учителю-логопеду на логопедических занятиях корректировать работу с ребенком, у которого возникли трудности.
Воспитатели следят за речью детей в повседневной жизни и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Благодаря такой тесной работе учителя-логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых нарушений у детей, а также их профилактики.
Литература:
1. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду - СПб, Детство-ПРЕСС, 2004.
2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб; 2000.
3. Сиротюк А. Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. - М., 2000.
4. Кондратенко И. Ю., Барменкова Т. Д., Карелина И. Б. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. - М., 2005.
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л. С. Волковой, с. н. Шаховской. - М. : Владос, 2003.
6. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! / комплексная программа подготовки ребенка к школе. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.
7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.
8. Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4 – 6 лет. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.