Приложение МААМ

«На помощь ёлочке». Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе с использованием технологии ТРИЗ (6 фото)

Ольга Грунтова
«На помощь ёлочке». Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе с использованием технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закрепление у детей умения составлять загадку по технологии ТРИЗ.

Задачи.

Образовательные:

упражнять детей в умении подбирать антонимы и выделять образные характеристики объектов;

- побуждать ребят составлять трёхстрочные загадки по схеме-опоре № 3 А. А. Нестеренко.

Развивающие:

развивать связную речь посредством составления загадок;

- развивать ассоциативное мышление.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: схема-опора № 3 по А. А. Нестеренко, картинки к схеме (ёлка, сосулька, морковка, ёжик, кузнечик, лягушка, мешок с предметами-игрушками (деревянная ложка, солнце, треугольник, Дед Мороз, лягушка, олень, морковка, гриб, бусы, ёжик, ватный «снежный» ком, искусственная ёлочка небольшого размера.

Оборудование: проектор, мольберты.

Предварительная работа: отгадывание загадок; проведение д/и «Скажи наоборот», «Что общее?».

Ход занятия

1. Вводная часть. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются со взрослыми и становятся в круг.

Ритуал приветствия:

Воспитатель даёт детям словесную инструкцию: «Если хлопну один раз – нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза – пальчиками, а три раза поклониться друг другу».

Мотивационный момент:

Далее педагог сообщает, что, когда она наклонялась, то увидела новый красный предмет в группе, интересуется, заметили ли ребята его? (Под ёлкой лежит рукавичка).

Воспитатель хвалит дошкольников за внимательность и находит внутри рукавицы записку. Зачитывает её: «Ребята! Срочно нужна ваша помощь! Снежная Королева заморозила ёлочку в моём лесу. Она может погибнуть, и не порадует лесных зверушек в канун праздника Старого Нового года. Победить злые чары Снежной Королевы смогут только сообразительные и усердные ребятки. Ваш Дед Мороз». Воспитатель спрашивает детей, готовы ли они прийти на помощь ёлочке? (Ответы дошкольников). Педагог предполагает: если ребята смогут составить загадку про ёлочку (а это довольно трудное задание, то возможно победить колдовство Снежной Королевы. Дети вместе с воспитателем отправляются в зимний лес.

II. Основная часть:

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут.

Будет нам легка дорога.

(Ребята садятся на стульчики перед экраном проектора). Воспитатель показывает на экране замёрзшую ёлочку. – слайд 1.

Педагог напоминает, для того, чтобы составить загадку, необходимо хорошо подготовиться. Сначала попробуем зимние злые слова Снежной Королевы превратить в противоположные.

Актуализация знаний. Проведение д/и «Скажи наоборот»:

Цель: формировать умение подбирать антонимы к заданным словам.

Материалы: ватный «снежный» ком.

Ход игры:

Воспитатель кидает каждому ребёнку комок «снега» и называет слово, ребёнок ловит комок и называет противоположное значение.

Примеры:

Злая – добрая Грязный – чистый

Больной – здоровый Драться – дружить

Замерзать – таять

Холодный – горячий

Плакать – смеяться

Мороз – жара

Ломать – строить

Ночь – день

Враг – друг

Тёмный – светлый

«На помощь ёлочке». Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе с использованием технологии ТРИЗ

Далее педагог предлагает посмотреть, смогли ли ребята хоть немного расколдовать ёлочку. Слайд 2 – изображение ёлки, с которой капает вода. Педагог предлагает проследить глазками, как капает вода с ледяной ёлки.

Для снятия переутомления проводится зрительная гимнастика:

Оборудование: мольберт, указка, нарисованная схема-модель ёлки.

Дети сидят прямо, руки на коленях. Необходимо одними глазками, не поворачивая головы, следить за кончиком указки.

Затем воспитатель предлагает дошкольникам сыграть ещё в одну игру, которая поможет при составлении загадки.

Проводится д/и «Что общее?»:

Цель: развитие ассоциативного мышления, воображения.

Демонстрационный материал: мешок с предметами-игрушками (деревянная ложка, солнце, треугольник, Дед Мороз, лягушка, олень, морковка, гриб, бусы, ёжик, искусственная ёлочка небольшого размера.

Ход игры:

Дети становятся в круг, по середине которого находится искусственная ёлка. Дошкольники по очереди достают из мешка предметы и находят у них общие с ёлочкой признаки: по цвету, форме, по частям, по количеству и т. д. Например, у солнца много лучиков, и у ёлки много иголок; гриб и ёлочка растут в лесу; крокодил зелёный и ёлка такого же цвета; у оленя рога внешне похожи на корни ели и т. д.

Фото «На помощь ёлочке»
. Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе с использованием технологии ТРИЗ - фото
Фото №1 Цель закрепление у детей умения составлять загадку по технологии ТРИЗ

Воспитатель хвалит ребят и предлагает посмотреть, что изменилось в лесу с ледяной ёлочкой. –слайд 3 – «Ель освободилась наполовину ото льда».

Педагог предлагает детям попробовать придумать составить загадку о ёлке. Возможно, чары Снежной Королевы исчезнут тогда.

Коллективная работа над составлением загадки по схеме-опоре № 3 (по А. А. Нестеренко):

На что/кого похожа? Чем отличается?

Как… но…

Лягушка Не прыгает

Морковка Нельзя съесть

Ёжик Не пыхтит

Алгоритм работы над загадкой:

1) Подбираем, на что или кого похожа ёлка (по общим свойствам);

2) Находим, чем отличаются новые объекты от ёлки.

Пример получившейся загадки:

Как лягушка, но не прыгает.

Как морковка, но нельзя съесть.

Как ёжик, но не пыхтит.

Фото №2 Образовательные упражнять детей в умении подбирать антонимы и выделять образные характеристики объектов побуждать ребят составлять трёхстрочные загадки по схеме опоре А

Воспитатель обращает внимание детей на ёлку в зимнем лесу – она стала вся зелёная, лёд растаял – слайд 4. Педагог хвалит ребят за помощь и усердие. Далее возвращаются в детский сад: «Вокруг себя повернись, и в детском саду очутись!».

III. Заключительная часть:

Воспитатель предлагает детям вечером загадать родителям новую загадку про ёлочку, а после рассказать, как они смогли расколдовать лесную красавицу.

Используемая литература:

1) Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ / А. Нестеренко — ИГ "Весь", 2017.

2) Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.

Фото №3 Развивающие развивать связную речь посредством составления загадок развивать ассоциативное мышление
Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении открытого занятия по речевому развитию «Путешествие с потешками» с использованием фольклораФотоотчет о проведении открытого занятия по речевому развитию «Путешествие с потешками» с использованием фольклора Фотоотчет о проведении открытого занятия по речевому развитию «Путешествие с потешками»с использованием фольклора в разновозрастной группе.

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«На помощь ёлочке». Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе с использованием технологии ТРИЗ
Опубликовано: 15 января 2025 в 09:41
+230Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««На помощь ёлочке». Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе с использованием технологии ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Грунтова (УИ 213880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД