Ольга Грунтова
«На помощь ёлочке». Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе с использованием технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление у детей умения составлять загадку по технологии ТРИЗ.
Задачи.
Образовательные:
упражнять детей в умении подбирать антонимы и выделять образные характеристики объектов;
- побуждать ребят составлять трёхстрочные загадки по схеме-опоре № 3 А. А. Нестеренко.
Развивающие:
развивать связную речь посредством составления загадок;
- развивать ассоциативное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Демонстрационный материал: схема-опора № 3 по А. А. Нестеренко, картинки к схеме (ёлка, сосулька, морковка, ёжик, кузнечик, лягушка, мешок с предметами-игрушками (деревянная ложка, солнце, треугольник, Дед Мороз, лягушка, олень, морковка, гриб, бусы, ёжик, ватный «снежный» ком, искусственная ёлочка небольшого размера.
Оборудование: проектор, мольберты.
Предварительная работа: отгадывание загадок; проведение д/и «Скажи наоборот», «Что общее?».
Ход занятия
1. Вводная часть. Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются со взрослыми и становятся в круг.
Ритуал приветствия:
Воспитатель даёт детям словесную инструкцию: «Если хлопну один раз – нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза – пальчиками, а три раза поклониться друг другу».
Мотивационный момент:
Далее педагог сообщает, что, когда она наклонялась, то увидела новый красный предмет в группе, интересуется, заметили ли ребята его? (Под ёлкой лежит рукавичка).
Воспитатель хвалит дошкольников за внимательность и находит внутри рукавицы записку. Зачитывает её: «Ребята! Срочно нужна ваша помощь! Снежная Королева заморозила ёлочку в моём лесу. Она может погибнуть, и не порадует лесных зверушек в канун праздника Старого Нового года. Победить злые чары Снежной Королевы смогут только сообразительные и усердные ребятки. Ваш Дед Мороз». Воспитатель спрашивает детей, готовы ли они прийти на помощь ёлочке? (Ответы дошкольников). Педагог предполагает: если ребята смогут составить загадку про ёлочку (а это довольно трудное задание, то возможно победить колдовство Снежной Королевы. Дети вместе с воспитателем отправляются в зимний лес.
II. Основная часть:
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут.
Будет нам легка дорога.
(Ребята садятся на стульчики перед экраном проектора). Воспитатель показывает на экране замёрзшую ёлочку. – слайд 1.
Педагог напоминает, для того, чтобы составить загадку, необходимо хорошо подготовиться. Сначала попробуем зимние злые слова Снежной Королевы превратить в противоположные.
Актуализация знаний. Проведение д/и «Скажи наоборот»:
Цель: формировать умение подбирать антонимы к заданным словам.
Материалы: ватный «снежный» ком.
Ход игры:
Воспитатель кидает каждому ребёнку комок «снега» и называет слово, ребёнок ловит комок и называет противоположное значение.
Примеры:
Злая – добрая Грязный – чистый
Больной – здоровый Драться – дружить
Замерзать – таять
Холодный – горячий
Плакать – смеяться
Мороз – жара
Ломать – строить
Ночь – день
Враг – друг
Тёмный – светлый
Далее педагог предлагает посмотреть, смогли ли ребята хоть немного расколдовать ёлочку. Слайд 2 – изображение ёлки, с которой капает вода. Педагог предлагает проследить глазками, как капает вода с ледяной ёлки.
Для снятия переутомления проводится зрительная гимнастика:
Оборудование: мольберт, указка, нарисованная схема-модель ёлки.
Дети сидят прямо, руки на коленях. Необходимо одними глазками, не поворачивая головы, следить за кончиком указки.
Затем воспитатель предлагает дошкольникам сыграть ещё в одну игру, которая поможет при составлении загадки.
Проводится д/и «Что общее?»:
Цель: развитие ассоциативного мышления, воображения.
Демонстрационный материал: мешок с предметами-игрушками (деревянная ложка, солнце, треугольник, Дед Мороз, лягушка, олень, морковка, гриб, бусы, ёжик, искусственная ёлочка небольшого размера.
Ход игры:
Дети становятся в круг, по середине которого находится искусственная ёлка. Дошкольники по очереди достают из мешка предметы и находят у них общие с ёлочкой признаки: по цвету, форме, по частям, по количеству и т. д. Например, у солнца много лучиков, и у ёлки много иголок; гриб и ёлочка растут в лесу; крокодил зелёный и ёлка такого же цвета; у оленя рога внешне похожи на корни ели и т. д.
Воспитатель хвалит ребят и предлагает посмотреть, что изменилось в лесу с ледяной ёлочкой. –слайд 3 – «Ель освободилась наполовину ото льда».
Педагог предлагает детям попробовать придумать составить загадку о ёлке. Возможно, чары Снежной Королевы исчезнут тогда.
Коллективная работа над составлением загадки по схеме-опоре № 3 (по А. А. Нестеренко):
На что/кого похожа? Чем отличается?
Как… но…
Лягушка Не прыгает
Морковка Нельзя съесть
Ёжик Не пыхтит
Алгоритм работы над загадкой:
1) Подбираем, на что или кого похожа ёлка (по общим свойствам);
2) Находим, чем отличаются новые объекты от ёлки.
Пример получившейся загадки:
Как лягушка, но не прыгает.
Как морковка, но нельзя съесть.
Как ёжик, но не пыхтит.
Воспитатель обращает внимание детей на ёлку в зимнем лесу – она стала вся зелёная, лёд растаял – слайд 4. Педагог хвалит ребят за помощь и усердие. Далее возвращаются в детский сад: «Вокруг себя повернись, и в детском саду очутись!».
III. Заключительная часть:
Воспитатель предлагает детям вечером загадать родителям новую загадку про ёлочку, а после рассказать, как они смогли расколдовать лесную красавицу.
Используемая литература:
1) Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ / А. Нестеренко — ИГ "Весь", 2017.
2) Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.