Ожегова Ирина Владимировна
Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности»
«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».
Л. С. Выготский
Цель: познакомить педагогов с эффективными способами, формами работы с детьми для поддержки и развития активности и инициативы детей в процессе музыкальной деятельности.
Публикация «Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2022
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии активности и инициативы дошкольников через музыкальную деятельность
-Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих музыкальной деятельности, для использования их в работе с детьми дошкольного возраста.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.
В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения должен появится такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для педагогов это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаемся уверенности в себе. Предлагаю педагогам разделиться на три подгруппы и придумать самостоятельно продолжение условно возникшей ситуации.
•Кристина, 3 года. Самостоятельно взяла треугольник (или барабан с палочками, металлофон с молоточком) и пытается на нём играть.
Лишить мужества Вселить уверенность
Педагог забирает инструмент и говорит: «Ты ещё слишком маленькая, тебе ещё рано играть на таких инструментах, там палочки, молоточек, это опасно, можешь наткнуться» Педагог находится рядом, контролирует процесс игры и не мешает. После говорит: «Молодчина! Ты очень уверенно играла, была аккуратна, не размахивала палочками. Теперь я уверенна, что из тебя вырастет настоящий музыкант»
Саша, 5 лет, ходит по группе и поёт громким голосом одну и ту же фразу из песни.
Лишить мужества Вселить уверенность
•Андрей, 6 лет, взял из кукольного театра игрушку, никому из детей не дает играть.
Лишить мужества Вселить уверенность
Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены.
Развитие детской инициативы - одно из направлений развития личности. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.
Предлагаю педагогам взять по одному высказыванию, зачитать вслух.
«В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:»
развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий;
подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка;
побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15 % музыкальных игр должны быть предназначены для детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего развития.
Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать, а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и другое. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций.
Таким образом, педагог должен не только продумать пособия, игры и другие материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.
Пример 1: (предложить педагогам примерить на себя роль детей и разыграть ситуацию с ними)
Перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты» при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У меня есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Хотите помочь? Что будем делать?»
«Дети» приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш.
Слушаем, выбираем.
Вывод: в ходе слушания отрывков музыкальных произведений дети проявляют активность, применяют свой музыкальный опыт.
Пример 2: Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию: в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение В. Берестова «Кукла болеет» :
Тише, тише, тишина!
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
«Дети» проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.
Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Оборудование музыкальных зон — одно из необходимых условий.
В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными.
Ситуация: встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах.
Ваше решение: ответы педагогов с места.
Решение: предложить этому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такие задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением и преодолевать трудности.
Надо стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают не только на занятиях, но и во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества. Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ.
Что по вашему мнению, может поддержать в этом случае детскую инициативу и самостоятельность?
Предполагаемые ответы:
внести атрибуты, украшения, элементы костюмов, картинки по теме песен, аудио-записи, фотоальбом с праздника и т. д.
Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.
Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли музыкального руководителя и воспитателя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню «Осенние листья». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, тоненьким голосочком». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму : объединяются несколько видов деятельности (исполнение на бубне, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии).
Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием смотрят выступления воспитанников из других групп детского сада, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, доставляет ребятам огромное наслаждение эмоциональное.
А знаете ли вы, какие мультфильмы наиболее популярны среди ваших дошкольников? (перечислить м/ф, где звучат знакомые детям песенки - Умка, Чебурашка, Крошка енот, Бременские музыканты, Львёнок и Черепаха и т. д. Продемонстрировать видеоклип с песней, пусть воспитатели подпевают. Можно предложить инсценировать, надев на них некоторые атрибуты, маски, или парики.)
Рефлексия (самоанализ)
Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.
Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей.
Таким образом, роль педагога в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе.
Литература:
1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
3. Т. И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».
4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
5. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.
6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду : принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.