Ирина Сергеевна Панова
Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» и основным принципом, которого является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержке своей инициативы в разных видах деятельности.
Публикация «Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности» размещена в разделах
В п. 3.2.5 ФГОС ДО в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены способы и направления поддержки детской инициативы, определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
1. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
2. Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
3. Создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;
4. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.
Целевыми ориентирами по поддержке детской инициативы и самостоятельности определенны также в ФГОС ДО п. 4.6, это проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способность ребенка к волевым усилиям; попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способность к принятию собственных решений.
Все виды детской деятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности:
- игра способствует развитию активности и инициативы;
- в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата;
- в продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы.
Наш детский сад работает по образовательной программе, которая охватывает все предусмотренные ФГОС ДО образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, познавательное развитие, в которых отражены цели и задачи поддержки детской инициативы.
Дети старшего дошкольного возраста свою инициативу проявляют во всех видах деятельности: общении, игре, экспериментировании, предметной деятельности, выбирают дело по своему желанию, могут предложить интересное занятие для всех, легко включаются в разговор. Их инициативность связана с индивидуальными возможностями детей, любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Они легко включаются в игровые ситуации и инициируют их сами, творчески развивают игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников.
Дети это субъекты способные развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору. В своей работе акцентирую внимание на реализацию детской инициативы, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника и педагога.
Детская инициатива детей в ДОУ проявляется во всех образовательных областях.
Познавательное развитие
Любое общение я строю на поисковых вопросах и ответах детей- это познавательно – целевая инициатива «Вопрос-ответ», но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать, и есть гиперактивные, которые торопятся отвечать, не дослушав до конца, перебивая других, не давая им возможности ответить. Как поступить педагогу в такой ситуации?
Данила принес в группу динозавров. Дети окружили его, рассматривали его динозавров, рассказывали о своих динозаврах. На другой день дети принесли тоже динозавров, все стали рассматривать их. Тогда Данила предложил построить для динозавров зоопарк. Дети стали строить клетки для динозавров из разных видов конструкторов: деревянных, пластмассовых, «Лего – конструкторов». Я поддержала ребят и предложила совершить экскурсию по новому зоопарку. Дети с удовольствием поддержали идею. В эту игру они играли несколько дней.
Социально – коммуникативное развитие
Андрей на участке заметил опавшие сухие ветки, стал убирать их. Его деятельность привлекла внимание сверстников и стала примером. Я поддержала инициативу Андрюши, похвалив его, в результате чего другие дети включились в уборку веточек. Наш участок был убран от опавших веток. Дети чувствовали ответственность и действовали не спонтанно, а целесообразно.
Приоритетной сферой у детей дошкольного возраста – является продуктивная деятельность. В таких видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого.
Внимание детей я привлекла мяуканьем кошки. Задала разные вопросы, а также спросила почему, по их мнению, кошка мяукает. Дети дали разные ответы: кошка заблудилась, проголодалась, не может найти свой дом. Тогда я подвела детей к варианту, что домик для кошки нужно построить, дети сами выбрали материал, из которого будет построено здание, а я поддержала инициативу детей в выборе средств. Выбор был разным: конструктор «Лего», строительный материал, а некоторое решили нарисовать его на бумаге. Моей задачей было поддержать детскую инициативу и обсудить, чем этот выбор хорош.
В образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию: Дети занимаясь в центре изодеятельности, делали фон фартука для мамы, и должны были расписать его элементами народных мотивов. Даша украсила фартук – пирожками. На вопрос сидящей рядом Арины: «Почему, на фартуке нарисованы пирожки?» Даша ответила: «Моя мама часто печет пирожки, поэтому у нее должен быть фартук с пирогами». Я похвалила Дашу и предложила вечером, всем продолжить работу по своему творчеству и инициативе, т. е. расписать фартук кто как хочет.
В физическом развитии - моя задача научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. В таких условиях они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения. Находят выход из критического положения, обучаются быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, т. е дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
В речевом развитии - моя задача помочь ребенку стать коммуникабельным, научить его самостоятельно и с удовольствием рассказывать и поддерживать беседу.
Перед завтраком Тимофей спросил меня: «А что сегодня на завтрак?» Я огласила меню: «Сегодня на завтрак каша манная, бутерброд с маслом и сыром, какао с молоком» К беседе подключается Вова. «А мой папа сказал, что молоко – очень полезный продукт. Он полезен не только детям, но и взрослым». Так возникли наши тематические беседы «Молочные продукты», «Полезные и вредные продукты питания»
Таким образом, развитием детской инициативы в ДОУ является поддержка начинаний ребенка в рамках непрерывного - образовательного процесса и сложившихся социальных условий.