Любовь Федотова
Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
Способы и направления поддержки детской инициативы.
21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской инициативы". Представляю вашему вниманию свое выступление на этом МО.
"Способы и направления поддержки детской инициативы".
Свое выступление я хочу начать стихотворением Людмилы Огурцовой "Любознательный" :
"Я упал два раза в речку, -
Сам не знаю, почему.
Первый раз, когда кузнечик
Прыгнул в воду – я к нему.
А второй, когда лягушек
Стал у берега считать,
Публикация «Выступление на РМО „Поддержка детской инициативы“» размещена в разделах
То по самую макушку
В речку я нырнул опять.
Очень я люблю природу,
Всё хочу о ней узнать.
Правда, если падать в воду,
В школу можно опоздать!" (Л. Огурцова)
Вот так красочно стихотворение описывает детскую инициативу детей, которую не курирует взрослый человек, а что будет если мы начнем направлять детей в их инициативе, развивать её и помогать реализовать планы? «Ребенок развиваться сам, без участия взрослых, не может, ему нужна помощь». (Дорофеева А. М. - ген. директор изд-ва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» и один из авторов инновационной программы «От рождения до школы» 2019 года).
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является развитие и поддержка детей в различных видах деятельности. Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
В книге Б. Г. Головиной «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей», хорошо определены задачи педагога по поддержке детской инициативы :
1. Создать вариативную развивающую предметно – пространственную среду (игровые, художественные и другие центры в группе:
- периодичность смены и обновления предметного содержания;
- полифункциональные игры и игрушки; предметы и пособия, которые стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;
- обеспечить свободный выбор детьми материала как по количеству, так и по качеству.
2. Организовать педагогическое взаимодействие с детьми, в процессе которого:
- поощрять познавательный интерес дошкольников к освоению окружающего мира;
- побуждать детей к применению усвоенных знаний и умений в практической самостоятельной деятельности;
- ставить ребенка в позицию исследователя, предлагать проблемные ситуации;
- формировать умение дошкольников планировать собственные действия;
- использовать педагогические приемы: обучение в сотрудничестве, взаимное обучение, внесение нетрадиционного оборудования;
- поддерживать у воспитанников чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий.
Оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой —укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Для поддержки инициативы воспитатель должен :
-Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения. Похвала нужна за правильность осуществляемого ребенком действия. Нам следует замечать и видеть промежуточный результат действий ребенка, положительная оценка этого не менее важна, чем итог результат. Педагог должен поощрять в процессе деятельности активность ребенка, его творческий, не похожий с предложенным образцом, результат, его задумки, подходы ребенка к методам изготовления. По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка. Должна ли быть помощь взрослого? Она необходима, но мы лишь можем подсказать желаемое действие, направить, помочь косвенно.
- Недопустимо диктовать детям, как и во что должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность. Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие. Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог, характер исполнения роли также определяется детьми.
- Нам следует организовать неоднократное повторение действий через различные виды деятельности. Давая возможность овладения детям с разными ведущими видами деятельности, пройти такие действия без механического повторения.
- Мы преобразовываем предметно – пространственную среду. Одним из условий является постоянная сменность материала и обеспечение беспрепятственного доступа ко всем без исключения материалам и оборудованию. В условиях большой наполняемости групп воспитателю достаточно сложно, но необходимо дать возможность выбора детьми различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой.
И над собой нам следует постоянно работать: наша речь, отношение к собеседнику, настроение - все это для наших дошколят.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности каждый воспитатель применяет свои методы и приемы, используя их во всех видах детской деятельности, в режимных моментах, в организованной и самостоятельной деятельности детей. Например:
- привлечение детей к планированию дня (утренний круг общения) и подведению итогов (вечерний круг общения);
- продуктивные виды деятельности;
- самоорганизованная деятельность
Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
- трудовая деятельность;
- метод «проектов»; викторины.
- развитие коммуникативных качеств.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков: развиваем умение сотрудничать; умение активно слушать; умение самостоятельно высказываться; умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
- подвижные игры и игры соревновательного характера, квест – игры.
- дидактические игры (видеосюжет);
- развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий (видеосюжеты по художественно – эстетическому развитию, речевому и физическому развитию).
Кроме вышеперечисленного, следует: формировать у детей установки «Я могу», «Я сумею»; создавать ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»; «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!» Особенно, это относится к застенчивым и стеснительным детям. Здесь можно воспользоваться методикой Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», предлагая ребенку выбрать картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности. Данная методика позволяет воспитателю увидеть детские предпочтения и скоординировать работу с детьми. Эту же методику можно использовать для «скучающих» детей.
И как говорил В. А. Сухомлинский «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
«Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников» (Н. А. Короткова)
Литература:
1. Головина Б. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей- (б. м.) : Издательские решения (по лицензии Ridero, 2017
2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детией старшего дошкольного возраста. – 2-е изд. – М. : изд. «Линка – Пресс», 2012
3. Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в 3 частях (на основе детского творчества). Цифровой вариант. – М. : ТЦ Сфера, 2016
4. Мустафина Т. В. Играю сам. Развитие самостоятельности у детей в подвижных играх. – М. : ТЦ Сфера, 2019
5. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа ДО (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. – М. : Мозаика – Синтез, 2015