Хапаева Лариса Борисовна
Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь либо пассивно обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями детских игр. Проблема формирования готовности воспитателей к грамотной организации руководству детской игрой в условиях внедрения ФГОС ДО является крайне актуальной, поскольку именно данный вид готовности педагогов является необходимым условием развития и развёртывания игры как ведущего вида детской деятельности. Можно отметить, что проблема организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации путём интеграции с игровой деятельностью – одно из наиболее важных и сложных направлений деятельности системы дошкольного образования, которое приобретает особую актуальность в современных условиях.
Публикация «Эссе „Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Что включает в себя игровая компетентность педагога?
Какие качества педагога позволяют реализовать поддерживающую позицию? Ответить на этот вопрос непросто.
Прежде всего, воспитатель должен сам уметь играть. Воспитатель может научить детей играть только в том случае, если любит и умеет играть сам, если освоил особую грамматику игры и обладает игровой культурой. А это значит, что он должен уметь создавать воображаемую ситуацию, видеть в знакомых предметах что-то неожиданное, придумывать новые сюжеты, свободно отступать от привычных шаблонов и стереотипов. Словом, он должен обладать развитым воображением. Только человек с хорошим воображением может открыть возможности преодоления сложившихся стереотипов и стимулировать детей к созданию воображаемой ситуации (Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е., 2017). Для того чтобы вовлекать в игру и помогать ее развитию, воспитатель должен не просто играть на уровне других детей, а задавать зону ближайшего развития игры, т. е. немного опережать игровые возможности детей, втягивать их в игру более высокого уровня и открывать им новые возможности (Короткова Н. А., 2016).
Дети старшего дошкольного возраста втягиваются в игру-фантазию, комбинируя события и строя сложные сюжеты. Соответственно всем этим воспитатель должен владеть на более высоком уровне, чем дети. Поэтому способность к порождению новых образов, высказываний, событий, словом, развитое воображение – важнейший компонент игровой компетентности.
Однако умение играть – это не только придумывание новых предметных замещений, ролей и сюжетов. Ведь игра – это не только и не столько воображение, это прежде всего действие, изображение чего-то другого. А это значит, что нужно вовлечь детей в игру, помочь им поверить в воображаемую ситуацию, превратиться в другого, почувствовать себя на месте персонажа, показать его характер. Педагог должен заразить детей интересом к игре, поверить в значимость воображаемой ситуации. Для этого он должен обладать эмоциональной выразительностью, открытостью и артистизмом. Он должен уметь показать собой – своими жестами, мимикой, интонациями – привлекательность новой игровой ситуации, новой роли. Некоторым взрослым это трудно, но данные качества являются ядром профессии дошкольного педагога. Именно они отличают хороших дошкольных педагогов, которые легко могут изобразить и зайчика, и принцессу, и косолапого мишку, и строгого учителя, и капризного ребенка. Только своей эмоциональной вовлеченностью педагог может сделать игровую ситуацию личностно значимой, побудить детей включиться в нее, стимулировать их инициативу, заразить желанием играть. Серьезное отношение педагога к игровой ситуации, его эмоциональная выразительность могут пробудить активность детей и стать своеобразным методом косвенного руководства игрой. Необходимо помнить, что задача воспитателя -формирование и поддержка инициативы и самостоятельности самих детей, уверенности в собственных возможностях.
Игра – это, как правило, совместная деятельность детей. В ней необходимы партнеры, а значит необходимо учитывать действия других и подстраиваться к ним. Соответственно, педагогу необходимы внимание и чуткость к детям, понимание их отношений (порой достаточно сложных) и потребностей. Это непростые, но крайне важные требования к игровой компетенции педагога. Для организации игры необходимо ловить и поддерживать возникающие у детей идеи, понимать их смыслы и интересы, принимать их игру, даже если она не соответствует нашим ожиданиям. И самое трудное – вовремя уйти в тень, «убрать себя», не потому, что устала или есть свои дела, а потому что дети уже могут содержательно играть без внешней поддержки, у них сложились деловые (игровые) отношения и наши предложения могут увести их от собственного замысла.
Итак, требования к игровой компетентности педагога можно свести к следующим аспектам:
• развитое воображение, креативность, свобода замысла и действий;
• эмоциональная выразительность, артистизм;
• тактичность, чуткость к партнеру, коммуникативные способности.
Перечисленные качества и способности должны стать необходимой составляющей игровой компетенции воспитателя, поскольку они лежат в основе игровой компетентности. Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей.
Педагог – партнер, а не руководитель и не учитель игры.