Смоленкова Ольга Владимировна
Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т. е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. При проведении организации досугов и развлечений, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Публикация «Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Педагоги дошкольных учреждений привлекают родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы (программа развития ребенка, консультации для родителей, оформляются родительские витрины, индивидуальные беседы и др.).
Физкультурный досуг и развлечения - одна из форм активного отдыха детей. Физкультурный досуг предполагает постановку акцента на применение физических упражнений и подвижных игр во взаимодействии с детьми, а развлечение - предполагает наличие сюжетного обрамления, костюмированного оформления, народного стиля в подаче игровых заданий и упражнений, более театрализовано, с музыкальным сопровождением. А вот физ. досуг без шоу-эффектов вполне может обойтись, например, "Тренировка будущих космонавтов". Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов и развлечений позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание развлечений - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. Здесь же закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга и развлечения является : создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строиться на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие : он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т. д.
В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные.
Физкультурный досуг проводиться в дошкольном учреждении 1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей группы, как в помещении, так и на воздухе. К месту, где собираются провести спортивное мероприятие, предъявляются требования как санитарно-гигиенические, так и эстетические. Если это на улице, то с участка необходимо убрать всё, что угрожает здоровью ребёнка, а к украшению следует приобщить детей: использовать их поделки, рисунки — словом, всё, что они делают на занятиях изобразительной деятельности. Рекомендуется проводить его в вечернее время 16-17 часов, в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов).
Длительность:
• младшая и средняя группы – 20-30 мин;
• старшая группа - 35-40минут;
• подготовительная группа – 40-50 минут.
Задачи физкультурного досуга во 2-ой младшей группе состоят в том, чтобы привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах. Подбирая материал, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения (схема ф/досуга) :
1. Приглашение детей на спортивную площадку.
2. Игровые задания для всей группы (пройти по мостику, пробежать змейкой между деревьями и кустами).
3. Подвижная игра.
4. Сюрпризный момент.
5. Выполнение общеразвивающих упражнений.
6. Обще групповые упражнения в разнообразных основных движениях (ходьба и бег на четвереньках, подлезание).
7. Подвижная игра.
8. Игра малой подвижности.
В средней группе необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта маленького ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения; так же следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например игра "Кто быстрее наполнит корзинку шишками" «Чья команда быстрее построится», «Чья машина быстрее приедет в гараж» и т. д и т. п. (схема ф/досуга) :
1. Сюрпризный момент (телеграмма, встреча с литературными героями).
2. Игровое задание для всей группы
3. Игровое упражнение для всей группы
4. Хороводная игра.
5. Соревнование двух команд (упражнения в равновесии и метании в горизонтальную цель, гонки на санках и т. д.).
6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.
При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности, так же проводить досуги в сюжетной (тематической) форме. В этом возрасте дети обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование (схема ф/досуга) :
1. Приветствие команд.
2. Соревнование команд (игры с элементами соревнования или игры упражнения соревновательного характера).
3. Соревнование капитанов
4. Показательные выступления команд (обще развивающие упражнения с мелкими предметами).
5. Подведение итогов.
6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.
Виды физкультурных досугов и развлечений по тематике :
• Познавательные;
• Развлекательные;
• Народно-патриотические;
• Воспитывающие привычку к ЗОЖ.
Варианты проведения физкультурных досугов :
1. Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. В них детям предоставляется возможность проявить свою фантазию.
2. Физкультурный досуг может быть составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Проведение этого досуга предусматривает дифференцированный подход к участникам.
3. Содержание досуга включает : бег, прыжки, метание, лазанье, ползание на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям
4. Физкультурный досуг «Веселые старты», который состоит в основном из игр-эстафет, хорошо знакомых детям.
5. Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Он развивает у детей творческую инициативу, воображение, эмоциональную отзывчивость. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и "живое" исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Для детей лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга. Досуг может содержать танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях, и проводиться совместно с музыкальным руководителем.
В конце досуга вводят сюрпризный момент, который связан с сюжетом. Это могут быть фигурки, медали, сладости, поделки из природных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого).
Физкультурные досуги и развлечения призваны удовлетворить естественную потребность детей в движении, способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарища. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения.