Татьяна Гавшина
Интегрированное занятие «Воздух» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Развитие представлений о свойствах воздуха.
2. Развивать мыслительные способности детей : умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3. Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль.
Материалы:
Воздушные шарики; посуда с водой простой и мыльной; трубочки коктельные; листы бумаги; линейка 30см. ; нитка; контейнеры с запахом чеснока, апельсина, туалетной воды; пакеты с замком; стакан; посуда с водой; салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель:
Публикация «Интегрированное занятие „Воздух“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Ребята, сегодня у нас пройдет необычное занятие. Но прежде чем узнать, о чем мы будем сегодня говорить, я вам хочу загадать загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Ответы детей. При затруднении сделать подсказку.
Воспитатель:
Верно, ребята. Это воздух.
Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Есть ли у воздуха вес? Может ли вода удерживать воздух? Есть ли в воздухе вода? Как узнать есть ли воздух вокруг?
Сегодня на все эти вопросы нам поможет ответить наша мини лаборатория. Для начала мы с вами оденем специальные шапочки лаборантов, а затем приступим к нашим экспериментам.
Воспитатель помогает справиться с шапочками лаборантов.
Воспитатель:
Ребята, ответьте мне на вопрос, что мы вдыхаем, когда дышим?
(ответы детей)
Что такое воздух?
(Предположения детей)
Воздух - это естественная смесь газов, невидимая человеческому глазу. Воздух может передавать разные запахи. Вот, например, у меня здесь есть контейнеры, в которых находятся разные ароматы. Сейчас мы с вами проверим, как ваши носики смогут определить, чему принадлежит запах. Но чтобы все было честно, вы все закроете глаза.
(Воспитатель подносит контейнеры с «ароматом» к детям, а они только по запаху должны определить, что в них находится)
Воздух как «кисточка», собирает на себя запах с предметов и передает его нам.
Но воздух не только может передавать запахи, но и передавать тепло и холод. Когда мы дома открываем холодильник, мы чувствуем холод, а когда садимся рядом с отопительным радиатором, мы чувствуем тепло.
Когда мы открываем зимой окно, какой воздух попадает в дом? А когда летом?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, я с вами хочу поделиться секретом. В воздухе, которым мы дышим находиться вода. Давайте это проверим. У всех есть пакетики с «замочком». Берем их в руки, открываем край пакетика и выдыхаем туда воздух. Когда наш пакет наполнится, мы его замыкаем плотно и на время отложим в сторону. Позже мы проверим, что там появится.
Воспитатель:
А теперь посмотрите сюда. Что это у меня?
(воспитатель показывает линейку с тремя отверстиями и привязанные к ней нитки)
Как вы думаете для чего это?
(ответы детей)
С помощью этой линейки мы узнаем, есть ли у воздуха вес. Для этого нам понадобиться два воздушных шарика. Один будет надут, а другой спущен. Мы их привяжем на разные концы линейки, а за центральную нить будем держать. Посмотрим, что происходит?
(шар который надули, тяжелее не надутого шара, поэтому он опустился в низ.)
Что мы можем сказать о воздухе?
(Воздух имеет вес.)
Воспитатель:
Теперь давайте вернемся к нашим пакетикам. Посмотрите, что с ними произошло, они такие же прозрачные, как и были? Нет. Они стали немного мутнее. А давайте мы их откроем и протрем. Что мы чувствуем, что появилось в пакете?
(Влага)
Верно ребята, мы с вами выдыхаем не только воздух, но и воду. Значит, что мы можем сказать? В воздухе есть вода.
А как вы думаете, может ли воздух перемещать предметы? Конечно, может.
Давайте мы с вами немного поиграем.
«Кто быстрее».
У нас есть два обруча и 8 шариков. Мы должны задуть свои шарики в наши обручи.
(Игра поводится несколько раз, в зависимости от заинтересованности детей).
Вот благодаря этой игре мы выяснили, что воздух может перемещать предметы. Конечно, это зависит от веса предмета и от силы ветра.
Воспитатель:
Вот мы немного отдохнули. У нас на столах находятся две посуды наполненные водой. Только в одной емкости вода с мыльным раствором, а в другом простая вода. Давайте вы возьмете каждый по коктельной соломинке, и попробуем надуть пузыри из воды. Что у нас получилось? Задерживает ли воздух вода? А у кокой воды это получается лучше?
(Ответы детей. Если дети испачкались предложить им солфетки)
Посмотрите, у меня на столе находится стакан. В стакане, что находится?
(Ответ детей)
Вы думаете, что там пусто? А я вам докажу что он полон.
(Воспитатель берет стакан и посуду наполненную водой. Когда воспитатель опускает стакан в воду, из него выходит воздух.)
Так что же находилось в нашем стакане?
Верно. Там находился воздух. Все предметы, которые мы знаем, и думаем, что они пусты, на самом деле наполнены воздухом.
Вокруг нас везде находится воздух. Давайте проверим?
У вас на столах есть листы. Берем их в руки и помашем себе в лицо. Что мы чувствуем?
(Движение воздуха, или просто ветер.)
Воспитатель:
Всюду вокруг нас есть воздух.
Посмотрите на эти воздушные шары. Их история возникновения началась очень, очень давно. Еще более 200лет тому назад. А первые кто придумал воздушные шары, были братья Монголье.
(Показ фото)
Они жили во Франции в городе Анной. Шар был огромных размеров и заполнялся горячим воздухом. Благодаря этому он летал. А первыми пассажирами, которые пролетели на воздушном шаре стали : утка, петух и овца. Сейчас воздушные шары наполняются специальным газом, или горячим воздухом. Их используют для спортивных соревнований, или для путешествий.
Кто мне еще назовет воздушный транспорт?
(Ответы детей)
Воспитатель:
А теперь скажите мне, что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Можем ли мы видеть воздух? Что может нам «рассказать» воздух? Где находится воздух? Действительно ли необходим воздух для жизни?
Мне очень понравилось, как вы себя сегодня проявили. В подарок, о нашей встречи, я вам дарю вот эти воздушные шары и раскраски, которые вы раскрасите в свободное время.
Используемая литература:
ББК 74.102
Т81
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
Т81 Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)