Кадрия Ишкильдина
Интегрированное занятие по теме «Космос глазами детей»
▼ Скачать
НОД по теме : «Космос глазами детей»
Цель: Расширять и уточнять представления детей о космосе, работе космонавтов.
Задачи: Уточнить знания детей об уникальности планеты Земля, воспитывать в детях чувство ответственности за будущее планеты и её жителей. Формировать знания о том, что солнце - источник жизни на Земле
Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.
Публикация «Интегрированное занятие по теме „Космос глазами детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Воспитывать уважение и чувство гордости к труду космонавтов.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость получении новых представлений, умений.
При помощи опытов формировать у дошкольников умения ставить цели, сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.
Учить детей рисовать в технике «граттаж», удовлетворяя потребности детей к самовыражению через рисование.
Развивать фантазию, воображение, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка. Сохранение и укрепление зрения детей, предупреждение утомляемости, упражнять в дыхательной гимнастике.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов.
ХОД
Психологический настрой – 1 мин.
- Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)
- У нас гости. Давайте подарим им свои улыбки, и поздороваемся. (Дети здороваются с гостями)
Вводно-организационный - 1мин.
– А теперь послушайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
и усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя… (Ответы детей) - Правильно, это солнце.
Мотивационно – побудительный - 3 мин.
- Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей) - А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей) - Почему кажется маленьким? (Ответы детей) - Правильно. Солнце на самом деле большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 мл. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд.
- Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла погибнет все живое).
- А вред может быть от солнца? (Ответы детей)
- В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.).
- Правильно, солнце светит так необычайно сильно, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть прямо: больно глазам, да и небезопасно.
- Подведё м итог: солнце - источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик» - 1 мин.
(Сопровождаю свой показ словами)
- Наш указательный пальчик – это солнечный зайчик, следите за ним глазами.
А сейчас посмотрите на свой «солнечный зайчик»
- Солнечный мой зайчик прыгни на ладошку.
Солнечный мой зайчик маленький, как крошка.
Прыгни на носик, на плечо, ой как стало горячо!
Прыгни на лобик и опять на плече давай скакать.
Закройте глазки ладошками, а потом откройте.
(Повторяем с детьми несколько раз.)
Актуализация - 3 мин.
- Если Солнце - это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?
Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей) - Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года.
- В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)
А днем звезды светят? (ответы детей)
- Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.
Восприятие и усвоение нового - 3 мин.
Опыт «Звезды светят постоянно»
Ход: пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.
Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) - дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).
- Для опыта мне необходим белый конверт, в конверт я вложу картон с отверстиями - это модель неба. Возьму фонарик – это модель света далёких звёзд. Пройдите и встаньте спиной к окну.
- Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей)
- А теперь перейдём на другую сторону. Мы смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей)
- Что вам это напоминает? (Ответы детей)
- Совершенно верно.
- Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.
Расширение имеющихся знаний у детей – 4 мин.
-Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)
- А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам.
- Вы готовы принять участие в экспедиции? (Ответы детей)
-Что нам нужно для полета? (Ответы детей)
- На чем мы полетим? (Ответы детей)
- Вот наша ракета.
- А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей)
-Да, скафандр защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света.
- Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры. (Сопровождаю свои слова действиями)
- А теперь давайте наденем шлем, зашнуруем специальные ботинки. (Сопровождаю свои слова действиями)
- Мы готовы к полёту. Давайте пройдём в ракету. Космические костюмы очень тяжелые, поэтому нам трудно в них двигаться на Земле, мы передвигаемся, как роботы.
-Давайте займём свои места, пристегнитесь.
- Начинаю отсчё т: 3 - 2 – 1- пуск.
Начинаю показывать слайды.
- Ракета набирает скорость.
- Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?
Для этого я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком.
Расширение имеющихся знаний у детей
Эксперимент – 2 мин.
- Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно то- же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель.
Расширение имеющихся знаний у детей – 3 мин.
- Перед вами макет ракеты. (показ на макете).Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчё т: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени. Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень отстыковывается и включается 3 ступень, которая выводит в орбиту космический аппарат с космонавтами.
-Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате.
- Посмотрим в иллюминаторы. Перед нами космическое пространство или - Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, а следовательно человек может дышать только находясь в скафандре.
-Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Вон та, третья планета от солнца, наша Земля.
- Какая она по форме? (Ответы детей)
- Какого она цвета? (Ответы детей)
- Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны.
-Красивая наша Земля? (Ответы детей)
- Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся - земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян. Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету? Сохраним леса, речки, моря и горы. Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и тепло наших ладоней.
- Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней?
- У космонавтов, работающих на орбитальных станциях, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе, устанавливают различные приборы, исправляют повреждения и т. д.
Динамическая пауза – 1 мин.
Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности
(Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).
Обобщение имеющихся знаний у детей – 4 мин.
- Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.
- 3 – 2 – 1- … пуск.
- Пока наш космический аппарат опускается на землю, могу ли я вас спросить понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей)
- Что нового вы узнали? (Ответы детей)
- Какие опасности нас подстерегали в космосе? (Ответы детей)
- Что из увиденного вы бы хотели запомнить и зарисовать? (Ответы детей)
-Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку.
Дыхательная гимнастика – 1 мин.
Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете.
Практическая работа – 6 мин.
Вот и закончилась наша космическая экспедиция. Я предлагаю вам составить отчет об экспедиции в виде рисунков - зарисовать свои впечатления. Я предлагаю вам рисовать в технике «граттаж». В переводе на русский язык это слово означает «процарапывание». Для этого нам нужны специальные листы и заостренные палочки. Листы цветной бумаги я протерла парафином и закрасила черной гуашью. Рисунок процарапывайте палочкой, как будто вы рисуете карандашами. Бумага может пачкаться, поэтому руки вытирайте в конце работы салфеткой. Крошки нужно аккуратно смахнуть в коробки
(Показываю порядок действий).
Заключительный этап – 1 мин.
- Полюбуйтесь, какой необычайно разный и красивый получился у вас космос! Интересно вам было рисовать по воспоминаниям? Вам понравилось рисовать в технике «граттаж»? Посмотрите какой красочный отчет мы составили. Наше занятие закончилось, всего вам доброго.