Марта Джамиева
Театрализованная деятельность. Организация игр и упражнений, направленных на развитие эмоций и творческих способностей детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы. «Театрализованная деятельность. Организация игр и упражнений, направленных на развитие эмоций и творческих способностей детей».
Театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Театр — это игра, а игра — стихия ребенка».
Публикация «Театрализованная деятельность, Организация игр и упражнений, направленных на развитие эмоций и творческих способностей детей,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы. Работу по театрализованной деятельности мы осуществляю в три этапа.
На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, разучивание потешек, стихотворений, чтение сказок, игры и упражнения, развивающие эмоции и творческие способности, игры - драматизаций).
На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально положительного отношения.
Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли актеров, но и режиссеров.
Театрализованная деятельность занимает особое место и в эмоциональном развитии ребенка. В театрализованной деятельности средства выразительности (жесты, мимика, движения и др.) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу. "Искусство актера заключается в речи и в движении тела» говорил». И. Гёте.
Поэтому считаю, очень важным на всех этапах театрализованных занятий подбирать театрализованные игры и упражнения, которые сочетаются в движений, речи, мимики, пантомимы в различных вариациях.
Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации педагогического процесса: речевая и артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок, скороговорок, потешек. Подбираю игры и упражнения для развития речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности, выразительности движений, развития памяти и воображения.
В начале организации театрализованных занятий совместно с детьми произношу небольшие тексты, пальчиковые игры, которые стараюсь произносить максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполняю синхронно с текстом или в паузах.
Для некоторых игр надеваю на пальчики бумажные колпачки или рисую на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные, на мой взгляд, движения; его стараюсь хвалить и, если можно, дать ему возможность показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, хочу обратить особое внимание на артикуляционную гимнастику. Она является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики представлены ниже.
Провожу артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 — 4 раза в день по 3 — 5 минут.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, я игровой форме. Каждое упражнение выполняется по 5 —7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10—15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даю для повторения и закрепления.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Игры и упражнения направленные на развитие эмоций и творческих способностей.
Артикуляционная гимнастика.
Занимательная деятельность всегда начинается с артикуляционной гимнастики со слов «Чоки - чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!"
«Давайте все вместе сочиним сказку».
Жил – был язычок. Где он жил? Он жил в своем домике, который назывался рот. А была ли в домике дверь? Была, да не одна, а целых две красная, а другая — белая (губы и зубы). Покажите как открывается первая дверь. [Дети улыбаются и показывают сомкнутые зубы). Откройте вторую дверь — зубы, посмотрите, что делает в доме язычок. Он отдыхает. Давайте выпустим его погулять. Но сначала скажем волшебные слова: «Чоки - чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!" «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок». («Трубочка») Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Игры направленные на развитие силы голоса и речевого дыхания.
Игра «Эхо».
Дети становятся лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит «а», другая тихо отзывается «а». Можно играть используя гласные звуки, а также сочетания «ау», «уа», «иа», «ио». Педагог достает игрушку Эхо.
Эхо: Это кто меня зовет?
Пусть шагнет скорей вперед,
А теперь шаг назад
Я друзьям очень рад. (Игрушка Эхо к каждому подходит и жмет руку.)
Игра «Вьюга»
Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» - дети тихо говорят: «у-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: «у-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» говорят тише. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают»
Проговаривание скороговорок на развитие силы голоса.
Научить наш язычок правильно, чисто и ясно произносить все звуки речи нам помогут скороговорки. Будем говорить с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, сердито: «У Ирины и Арины растут георгины».
Упражнения направленные на развитие средств выразительности (жестов, мимики, движений).
Этюд «Старый гриб»
Старый гриб скоро упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести огромной раскисшей шляпки. Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
Мимика. На лице полное безразличие, апатия, мышцы лица расслаблены. (Слово «апатия» детям можно и не говорить просто покажите им это состояние).
Этюд «Прекрасный цветочек»
Теплый солнечный лучи купал на землю и согрел маленькое семечко. Из семечка робко проклюнулся росток. Из ростка начал расти прекрасный цветок. В от он вырос, нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку в след за солнцем»
Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова при этом слегка откидывается назад, медленный поворот вслед за солнцем.
Мимика. Глаза полузакрыты, улыбнуться.
Игры – диалоги.
В играх – диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и самостоятельно их обыгрывать. Чтобы сделать их декламацию более живой и интересной, хорошо дать им предметы, соответствующие содержанию диалога, и вести их как часть свободной творческой игры.
1. Говорит гусь Коле:
- Пошел бы ты умылся, что ли.
Говорит Коле утка:
- Смотреть на тебя жутко.
Говорит Коле кошка:
- Дай оближу тебя немножко.
А свинья от смеха давится:
- Мне мальчишка этот нравится
Дети, которые изображают животных, имитируют характерные звуки и движения этих животных.
2. - Кто кого обидел первый?
- Он меня.
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первый?
- Он меня.
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили…
- Я дружил
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл!
В процессе работы выполнения детьми упражнений наблюдалась напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринужденными и вместе с тем координированными. После овладения данными умениями и навыками в театрализованной постановке юный актер примеряет на себя роль, в которой он развивается интеллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим телом. И конечно же взаимодействие с партнерами — это особый ценный опыт общения, формирующий умение контролировать и работать с людьми. Необходимость действовать на сцене приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает.
Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно – пространственная среда: настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры, театр на фланелеграфе, набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного театра; элементы костюмов, шапочки, маски, которые обеспечивают совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Используемая литература.
Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5 – 9 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера.
Дерягина Л. Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.