Татьяна Шабалова
Развитие творческих способностей у дошкольников. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи.
К. Паустовский
Главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию. Современному обществу необходима творческая личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В связи с этим проблема развития творческих способностей является актуальной.
Публикация «Развитие творческих способностей у дошкольников, Часть 1» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече-ское общество в будущем, будет
определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Рассмотрим определения, и теоретические основы, относящиеся к данной проблеме:
Как вы считаете, что такое творчество?
(рассуждения педагогов и чтение определения на экране)
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно- исторической уникальностью. (Большой российский энциклопедический словарь).
Творчество - формирующая деятельность человеческого духа, обновляющая и облагораживающая реальную жизнь. (Философский словарь под ред. И. Т. Фролова)
К проблеме творчества можно отнести понятие способность, как бы сформулировали определение способности?
Способность - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности. (Б. М. Теплов).
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. (Википедия. Энциклопедический словарь).
А как вы думаете, что такое творческие способности?
Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. (Психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерекова).
Говоря о творческих способностях, часто используют определение «креативность».
Как вы понимаете слово «креативность».
Креативность - умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. (Эрик Фромм).
Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. (Психологический словарь под. ред. А. В. Петровского).
В чём же отличие творческих способностей от креативности?
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Творческие способности - это синтез интеллекта и особенностей личности, который определяет успешность выполнения творческой деятельности.
Креативность – уровень наличия личностных качеств, способствующих творчеству.
Выделим основные компоненты творческих способностей :
1. Развитие воображения.
2. Развитие творческого мышления.
Как по вашему мнению, что такое воображение?
Воображение — одна из форм психического отражения мира. «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений, путем переработки материала, восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский)
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового.