Любовь Янкова
Развитие творческих музыкальных способностей через театральную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие равной степени эмоционального и интеллектуального начало личности через театральную деятельность.
Задачи:
1. Наличие педагога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребенка;
2. Необходимые формы занятий, в которых каждый ребенок будет активно участвовать в художественном самовыражении;
3. Наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме, и по содержанию;
Публикация «Развитие творческих музыкальных способностей через театральную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
4. Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только ведущего, но и перевоплощаться в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы и желания.
Актуальность:
Большое значение развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности. Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры, позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться за маску, костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации.
Этюды для детей средней группы
Упражнение на развитие внимания
Умение сосредоточиться на игрушке, сценическом образе, музыкальном фрагменте приходит к ребенку не сразу. Этому предшествует систематическая работа, обучающая ребенка сосредотачиваться и удерживать на чем-либо свое внимание.
Давайте потанцуем
Цель игры: развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.
Педагог предлагает детям потанцевать. Девочки танцуют только тогда, когда педагог поднимает цветок, а мальчики – когда поднимает флажок. Мальчики и девочки танцуют вместе, когда педагог поднимает одновременно цветок и флажок. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.
Выбери одежду для куклы
Цель игры: развивать наблюдательность, умение быстро сосредотачиваться.
Педагог показывает детям куклу и предлагает запомнить, во что она одета. Убирает куклу за ширму и показывает детям такую же куклу и два или три комплекта одежды для нее. В эти комплекты входит и одежда, в которую была одета первая кукла. Дети должны выбрать нужный комплект и одеть вторую куклу в ту же одежду, что и первую.
Упражнение на развитие памяти:
Вспомни свою игрушку
Дети выбирают игрушку, педагог предлагает им потанцевать с ней, затем уложить ее спать. Педагог отвлекает внимание детей от игрушки, проводит подвижную игру или поет с детьми песню. Затем предлагает каждому ребенку вспомнить, с какой игрушкой он танцевал.
Этюды на выразительность жеста:
Комары
Ребенок: Комары! Комары! Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня!
Педагог: Отвечали комары…
Комары (дети): Мы и так к тебе добры, ведь кусаем мы тебя,
Хоть до крови, но любя! (С. Михалков)
Выразительные движения: Ребенок отмахивается от комаров. Комары летают вокруг, пытаясь ужалить.
Зайчик
Ребенок: Что ты, белый зайчик, тут сидишь?
Что скучаешь и грустишь?
К нам скорей скачи, малыш!
Зайка: Раз – прыжок! Два – прыжок!
Прыг, прыг, скок!
Выразительные движения: Ребенок подходит к зайчику, протягивая в его сторону руки. Присаживается рядом, гладит зайчика, манит его к себе, вытянув руки навстречу зайчику. Зайка приподнимается, скачет к ребенку (можно использовать этот этюд в занятии, где дети выразительные движения выполняют в парах, а затем меняются).
Театрализованная игра с элементами кукольного театра для детей средней группы
«Путешествие в сказку «Теремок».
В зал входят дети.
Ведущая: Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.
Все мы знаем, все мы верим:
Есть на свете чудный терем.
Терем, терем, покажись, покружись, остановись.
К лесу задом, к нам лицом, и окошком, и крыльцом. (Г. Демыкина)
А вот и терем. Давайте сядем на травушку да посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит к теремку!
Мышка (песенная импровизация):
Я маленькая мышка, я по лесу брожу,
Ищу себе домишко, ищу – не нахожу.
Тку-тку! Пустите меня!
(Г. Демыкина)
Ведущая: Никто мышке не ответил. Решила она войти в терем.
Ребенок входит в теремок, берет мышку – верховую куклу на гапите, и управляет ею в окошке теремка.
Мышка (кукла): А теперь надо убраться в теремке.
Ведущая: Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.
Лягушка (песенная импровизация):
Речка, мошки и трава! Теплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка, поглядите, какова!
(Г. Демыкина)
Ведущая: Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь.
Лягушка: Тук-тук-тук! Откройте дверь!
Мышка (кукла в теремке): Кто там?
Лягушка: Это я, лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!
Мышка (кукла): А что ты умеешь?
Лягушка: Я умею стихи читать. Слушай!
Для внучонка-лягушонка сшила бабушка пеленку.
Стала мама пеленать, а малыш давай скакать,
Из пеленки прыг да скок – и от мамы наутек. (В. Шумилин)
Мышка: Заходи!
Ведущая: Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит. Вдруг слышит, что на полянку выбежали зайцы, играют, резвятся.
Проводится игра «Зайцы и волк», слова, музыка и композиции движений М. Ю. Картушиной
1. По весенней по лужайке
Разбежались наши зайки.
Лапками подрыгали,
Весело попрыгали.
Припев: Прыг-скок, прыг-скок!
Веселей скачи, дружок!
2. Зайки головой качали,
Зайки ушки показали.
Ушками подрыгали,
И опять попрыгали.
Припев:
3. Зайки что-то услыхали
И присели, задрожали.
Это серый волк идет.
Ой! Зайчишкам попадет!
Припев: Прыг-скок, прыг-скок!
Убегай скорей, дружок! Дети спокойно бегают по залу врассыпную, руки держат перед собой, как лапки. Останавливаются лицом к зрителям.
Прыгают на месте на двух ногах, затем поворачиваются вокруг себя.
Качают головой вправо – влево.
Приставляют раскрытые ладони к голове («ушки», «Шевелят ушами», сгибая и разгибая ладони.
Движения припева повторяются.
Присаживаются на корточки, руки прижаты к груди, кисти опущены и дрожат
Появляется волк (игрушка).
Зайчики убегают. (Волк не ловит зайцев).
Ведущая: Испугались зайцы волка и разбежались кто куда. А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.
Заяц: Тук-тук!
Мышка (кукла): А что ты умеешь?
Заяц: А вот что! (Поет и играет на барабане):
По лесной лужайке разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки – побегайки. (В. Антонова)
Лягушка (кукла): Заходи!
Ведущая: Вот их в теремке трое стало. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат, кто-то бежит к терему. (Звучит музыка вальса)
Лиса (подходит к терему, поет):
Я лисичка, я сестричка, я хожу неслышно.
Рано утром по привычке на охоту вышла. (Т. Волгина)
Тук-тук! Пустите меня в теремок!
Ведущая: Выглянула мышка в окошко и спрашивает…
Мышка (кукла): А что ты умеешь делать?
Лиса: Загадки загадывать! Вот слушайте.
В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а кто слушает – скачет.
Звери: Дудочка!
Лиса: Он хоть мал, да удал, только дождичка ждал.
Он сквозь землю прошел, красную шапочку нашел
Звери: Гриб!
Лягушка (кукла): Заходи!
Ведущая: Стали они вчетвером жить. Вдруг слышат, сучья трещат, медведь идет.
Медведь: Тук-тук! Пустите меня в теремок!
Мышка (кукла): Кто там?
Ведущая и дети: Это мы, ребята-дошколята! Пустите нас в теремок.
Лягушка (кукла): А что вы умеете?
Ведущая и дети: Петь и плясать.
Дети: (поют)
Уж мы будем, мы будем дружить, будем в тереме весело жить,
И работать, и петь, и плясать, и друг другу во всем помогать.
Уж ты мишенька, топни ногой! Уж ты, зайка, сыграй, дорогой!
Мы бы с ежиком вышли бы в круг, да уж больно колючий ваш друг.
Ведущая: Мы и плясать умеем! А вы, звери, хотите с нами поплясать?
Звери: Да!
Ведущая: Выходите и попляшите с нами.
Звучит русская народная мелодия «Кадриль». Танцевальная импровизация.
Ведущая: Вот и кончилось наше путешествие в сказку «Теремок».
Используемая литерату
а:
1. Л. Б. Гавришева «Музыка, игра, театр»
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 1998 г.
3. Журнал «Музыкальный руководитель», 2009 г.
4. М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва, 2010 г.
5. Л. Поляк «Театр сказок»
6. О. А. Шорохова «Играем в сказку»