ирина Алексеева
Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного образа.
В работе я столкнулась с проявлением различных черт характера, с присутствием разного эмоционального опыта воспитанников. В моей группе были дети с ярко выраженными особенностями поведения: шумные, пассивные, зажатые, демонстративные, закомплексованные. При внимательном отношении к таким детям можно было заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. Чем старше становились мои малыши, тем ярче проявлялись их характеры, в их развитии большую роль играли сверстники. В общении между собой появлялось притворство, стремление сделать вид, выразить обиду. Притом, общение эмоционально насыщенное. Дети более ярко проявляли негодование, обиду, бурную радость, восторг. Некоторым детям труднее поддерживать диалог, для них важным было собственное действие или высказывание, чем инициатива и речь своего собеседника. Несогласованность коммуникативных действий порождала конфликты, протесты, обиды. Среди детей появились популярные и непопулярные дети. Отношение к ним выражалось в различных эмоциональных проявлениях. Уже, в течение, нескольких лет я работаю по театрализованной деятельности, сначала я создала развивающую среду по своей теме, пополнила разными видами театра. С младшего возраста проводила занятия: «В деревне у бабушки», «В гости к хозяюшке», «Вася Веснушкин в гостях у средней группы», «Путешествие на сказочную поляну», «Петушок золотой гребешок». В старшем возрасте так же проводила: викторины по сказкам «Путешествие по сказкам»,разыгрывались сказки драматизации, дети сами сочиняли сказки и зарисовывали их схематично, проводила занятия с использование театрализации : «Моделирование по сказке «Два жадных медвежонка»,«Русское народное творчество», Совместно с детьми разрабатывали проекты «Проект по азвитию связной речи детей (описательные рассказы, В дошкольном возрасте театрализованная деятельность является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она заметно для самого ребенка становится источником творческого развития. Театрализация занимает весомое место, наряду с другими видами деятельности, театрализация оказывает большое внимание на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. Создание творческой атмосферы помогает раскрыться каждому ребенку как личность, применяя собственные возможности и способности. Дошкольный возраст – это тот период, когда театрализованная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она заметно для самого ребенка становится источником творческого развития. Основная задача моей работы: раскрытие творческой личности ребенка в целом и его артистические способности в частном. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность направлена на восприятие, осмысление художественного образа и передачу этого образа. Она выступает как самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной. И как любая другая, она имеет свои этапы: ориентировка, замысел, подготовка, исполнение. Для более полноценного развития у детей творческих способностей. В группе была создана музыкальная развивающая предметная среда :
Публикация «Консультация „Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- музыкальные игрушки и инструменты;
- куклы и атрибуты, необходимые для занятий театрализованной деятельностью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
При подборе театрализованной игры следует использовать хорошо знакомые детям произведения, обязательно содержащие диалог. Например, «Кисонька-мурысонька», «Ванька-встанька» А. Барто, «Перчатки» С. Маршака, русские народные сказки. Для обыгрывания более сложных произведений подбираю иллюстрации, слайды, грамзаписи, использую фланелеграф.
Выбранное произведение читаю с установкой на последующее его обыгрывание. После чтения задаю вопросы, которые помогают воспроизвести последовательность действий, характерные черты персонажей. Так, выбирая для обыгрывания русскую народную сказку «Теремок», дети отмечают, что все звери добрые, весёлые, хотят жить дружно, а медведь сердитый. Если произведение большое, можно поделить его на части. Например, сказка «Лиса, заяц и петух» разделена на три части. Разучив с детьми первую часть, предлагаю построить лубяную и ледяную избушки и обыграть этот эпизод.
Работаю с детьми индивидуально или небольшой подгруппой. Каждый ребёнок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включаться в действие. Поэтому повторяю с детьми пересказ произведения в литцах.
При организации театрализованных игр обращаю внимание на выразительность речи. Учу управлять силой голоса, тембром. После разучивания текста начинаю работать с детьми над движениями. Учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться). Предлагаю детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей. Если при распределении ролей возникают споры, использую считалочки.
Неотъемлемой частью театрализованной деятельности являются несложные атрибуты, куклы, элементы декораций, костюмы. Игрушка немаловажный спутник жизни детей. Умная, яркая, она способствует гармоническому развитию ребёнка, воспитанию нравственных чувств, эстетического вкуса, первичных социальных интересов. Но особенно привлекают детей игрушки, изготовленные руками взрослых: воспитателей или родителей. Так, проводя собрание для родителей, затронула эту тему, и родители с большим удовольствием откликнулись на мою просьбу и помогли сшить ряд кукол «петрушковый театр», «пальчиковый театр». В рамках недели театрализованной деятельности все воспитатели, родители и дети работали над краткосрочном проектом «Здравствуй сказка». Цель проекта: 1. Развивать устойчивый интерес к сказке как к произведению исскуства;
2. Раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей.
3. Воспитание интеллектуально развитой личности, владеющие нормами культуры речевого общения. Задачи проекта: Образовательные: Учить развивать сюжет,использовать «сказочные» языковые средства;
Формировать творческое рассказывание, учится раскрывать тему, подчинять свою сказку (основной) определённой мысли.
Развивающие : Развивать семейные традиции (чтение сказок).
Воспитательные: Прививать умение прийти на помощь в трудную минуту, создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимание. Результат проекта определяет, в первую очередь создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; развитие диалогической и монологической речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка; приобщение детей к народному творчеству. В ходе проекта, дети играли в дидактические игры: «Расскажи сказку по картине «Из какой я сказки». Народные игры: Народные игры: «Курочка хохлатка», «Бабка ёжка», «Медведь», «Хромая лиса», «Игровая». Пальчиковы игры: «Теремок», «Заяц», Буратино», «сидит белка на тележке». Беседы: «Дом без книги, что без окон». «У страха глаза велики».Родители принели участие Совместно с детьми сочиняли свою сказку и изображали ее в рисунке. Итоговым продуктом являлось изготовление создание своей книги сказок в группе.