Татьяна Немерова
Развитие творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время ширится круг инновационных образовательных программ, технологий, методик, нацеленных на развитие у дошкольника общих и специальных способностей. Тем не менее, в программах и методических разработках недостаточно направлений на развития творческих способностей детей. Таким образом, развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интегрированная проблема психолого-педагогической науки. При всем многообразии исследований и практических решений она остается неисчерпанной и привлекательной для новых поколений исследователей. Так, психологи и педагоги указывают на то, что творческие способности, если они оказываются невостребованными, с возрастом снижаются, хотя интеллектуальные и жизненные возможности личности возрастают. Известно, что дети наиболее восприимчивы к творчеству, при этом развитие творческих способностей происходит наиболее эффективно в период дошкольного детства, когда закладываются основы личности, интересы, потребности, установки. Психика дошкольника характеризуется глобальностью и слитностью психических процессов; следовательно, если ребенок талантлив, то он талантлив во многих сферах. Это объясняет и тот факт, что способности, проявляясь в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других форм активности человека. Современный образовательный процесс дошкольного учреждения испытывает, на себе влияние комплекса проблем, затрудняющих эффективность решения задач творческого развития личности. Среди них:
Публикация «Развитие творческих способностей» размещена в разделах
• Ориентированность содержания обучения на средний уровень развития способностей;
• Насыщенность содержания образования информационным материалом;
• Недостаточное владение педагогами технологией развития и мониторинга творческих способностей, что в результате приводит к оцениванию преимущественно продукта детского творчества.
Развитие творческой личности дошкольника не может осуществляться без поставленной цели:
• формирование креативного мышления и умения вносить элементы новизны в решение стандартных задач.
В связи с этим выделяются задачи:
- сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка;
- развивать общие познавательные и творческие способности, позволяющие успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности.
Основные направления моей работы:
- развивать у детей точное восприятие внешних свойств вещей (формы, размеров и пространственных отношений);
- учить дошкольников анализировать предметы, соотносить их к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств;
- учить детей находить связи и зависимости между объектами.
Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека, а в дошкольном детстве проходят важнейшие этапы своего первоначального становления.