Светлана Дисенбаева
Сторителлинг, или рассказывание историй, в работе по речевому развитию с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы научиться говорить, надо говорить»
М. Р. Львов
Вы, наверное, замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает её в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитании и обучении детей. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе с детьми, предлагаю познакомиться с одной из технологий - «сторителлинг.
Публикация «Сторителлинг, или рассказывание историй, в работе по речевому развитию с дошкольниками» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова Storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Цель сторителлинга : Захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течении всей истории, вызвать симпатию к героям, донести основную мысль истории.
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребёнка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
Сочинение или рассказывание историй – способствует обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, воображения, развивает фантазию, память, образное мышление, коммуникативные качества детей, умение сотрудничать со сверстниками. Может активно применяться в работе с детьми ОВЗ и способствует развитию психических процессов.
Сам приём не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. В чём суть сторителлинга?
Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Кубики историй», она интересна как детям, так и взрослым. 9 кубиков, 54 картинки погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования.
Сочиняя, ребенок учится правильно выражать свои мысли и выстраивать логические цепи событий. А при использовании картинок в процессе воображения развивается ассоциативное и логическое мышление.
Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Начинается игра, ребенок достаёт из «волшебного мешочка» кубик, бросает его и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда грустные истории. Так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, сначала задачу упрощаем. Поэтому составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - педагог и так далее. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Таким образом, техника «сторителлинга», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.
Как выбрать хорошую историю.
Специалисты в педагогике называют хорошей историей «прилипчивую» историю, которую легко воспроизвести. Они вывели несколько принципов хороших историй.
Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «черно-белое». Ребёнок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет узнать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.
Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят.
Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы.
1. Вступление. Вступление, как правило, должно быть коротким и связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей.
2. Развитие события. Эта часть даёт возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в выступлении.
3. Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
4. Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребёнка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга представляют большой интерес, развивает фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.
Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории.
В своей работе я использую логопедические кубики и кубики, изготовленные своими руками.