Ирина Голубкова
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] у дошкольника 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Поиграем с Чебурашкой
Цель: Автоматизация [Р].
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в открытых слогах, словах и словосочетаниях ([Р] первый в слове).
• Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде.
• Отрабатывать навык ориентировки в пространстве (на плоскости)
Коррекционно – развивающие:
• Развивать артикуляционную моторику.
• Упражнять в изменении силы и высоты голоса.
• Развивать синтаксическую сторону речи (закреплять понятия звук, часть слова, слово, предложение).
• Развивать навыки фонематического анализа, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики, логическое мышление.
Коррекционно — воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативности.
• Воспитывать умение слушать собеседника.
Материалы и оборудование:
Картинки «Артикуляционная гимнастика», выложенные 3х3: «Гномик-Язычок», «Улыбка», «Заборчик», «Окошечко», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Дятел», «Заводим мотор».
Игрушки: Чебурашка, крокодил Гена, машинка, мяч.
Карточки с символами интонаций (дорожки).
Игра «Весёлые ладошки».
Картинка с чёрно-белыми изображениями: ранец, роза, ручка, рыба, ракета, расчёска, ракушка, рубашка.
Сюрприз-подарок для ребёнка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед и ребёнок за столом.
– Посмотри, кто у нас в гостях? Чебурашка… здравствуй, Чебурашка. (Ребенок тоже здоровается) как ты здесь оказался?
Ч. : – Я с ребятами играл
И от дома убежал.
Скучно одному идти,
Меня, (имя ребёнка, проводи?
Чтоб было веселей идти, будем мы играть в пути!
- Проводим Чебурашку? (- Да)
Ч. : – Спасибо, мне очень приятно. Давай прогуляемся по лабиринту? По лабиринту мы пойдём, с язычком играть начнём.
Ставлю игрушку на картинку с гномиком Язычком.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Я буду говорить, в какую сторону и на сколько картинок нужно сделать ход. Давай вспомним, где у тебя правая рука? Левая? Начинаем: …
Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения («Улыбка», «Заборчик», «Окошечко», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Дятел», «Заводим мотор») по команде логопеда: два шага вправо, один шаг вниз,. и т. п.
3. Автоматизация [р] изолированно.
Ч. : – Мотор работает отлично! Покатай меня, пожалуйста, на машине.
Сажаем Чебурашку на игрушечную машинку, катаем по дорожкам.
Ребенок произносит [Р] тихо – громко, повышает – понижает голос.
Логопед контролирует артикуляцию, интонацию.
4. Автоматизация [р] в прямых слогах. Дид. игра «Весёлые ладошки»
Ч. : – Вот весёлые ладошки – поиграем здесь немножко? Пальцы ловко поднимай, за мной чётко повторяй: ра, ро, ру, ры.
5. Автоматизация [р] в начале слова. Дид. игра «Волшебники»
Ч. : – Я очень люблю волшебство. Но где бы мне найти его?
- Знаешь, Чебурашка, (имя ребёнка) – настоящий волшебник: он может превращать один предмет в другой. (Обращаюсь к ребёнку) Первый звук на Р меняй, новое слово ты называй.
(Логопед и ребёнок выходят из-за стола. Игра в мяч.)
Хобот -, забота -, тучка -, козы -, нога -, лама -, мука -, высь-, мак - …
6. Автоматизация [р] в словосочетании в начале слова. Согласование прилагательного с существительным в роде. (Игра с мячом).
Ч. : – Точно, волшебница. Мне нужна твоя помощь. Посмотри на эти картинки: дождь полил – всю краску смыл.
И теперь мне непонятно, как же цвет вернуть обратно?
Нужно волшебное стекло. Есть ли у тебя оно?
- Какое по цвету волшебное стекло тебе потребуется? (- Розовое). Стёклышко скорей вставляй, какой по цвету – называй.
Ребёнок выбирает лупу из 3-х: розовая, синяя, зелёная. Называет: розовый ранец, розовая роза, розовая ручка, розовая рыба, розовая ракета, розовая расчёска, розовая ракушка, розовая рубашка.
Ч. : – Спасибо, (имя ребёнка, ты мне очень помог!
Вот и Гена мой идёт, тебе подарки он несёт.
Поиграли мы на славу. Вот тебе твоя награда. (Вручает подарок)
7. Итог: - С каким звуком мы играли? (он звучал во всех словах.) Какие игры ты запомнил? Что было трудно выполнять? Что понравилось больше всего?