Аксана Агаи
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Рассказывание по сюжетной картине «Собака со щенятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Агаи Аксана Васильевна
Цель: Развитие инициативности и самостоятельной речевой активности детей в процессе общения, обучение составлению рассказов по сюжетной картине.
Задачи:
«Речевое развитие» :
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в средней группе, Рассказывание по сюжетной картине „Собака со щенятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по частям (элементам) картины с использованием схемы. Формировать умение составлять небольшой, связный рассказ по сюжетной картине, опираясь на образец рассказа воспитателя (персонажа) или на модель рассказа. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей. Вызватьу детей желание продолжать рассматривать и рассказывать по картинев повседневном общении.
Развитие грамматического строя речи:
Помогать детям согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Совершенствовать умение правильно использовать простые предлоги в речи. Продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.
Развитие словаря :
Учить использовать в речи наиболее употребительные существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.
Обогащать речь детей: (словарь новых слов)
Существительные: щенок, щенята, конура, миска;
Глаголы: сторожит, наблюдает;
Прилагательные: добрая, пушистая, мягкая, лохматая, пятнистая.
Освоение звуковой культуры речи:
Формирование достаточно громкой, внятной, среднего темпа и силы голоса речи.
«Познавательное развитие» :
Расширять представления детей о домашних животных. Развивать память, внимание, мышление.
«Социально – коммуникативное развитие» :
Воспитывать чуткое гуманное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;
чтение стихотворений и рассказов о животных;
рассматривание картины «Кошка с котятами»; знакомство со схемой
Материал:
• Кукла Маша, мольберт;
• сюжетная картина «Собака со щенятами»;
• Предметно-схематическая модель (мнемобаблица).
Ход занятия:
Гимнастика для глаз
В гости пришла Маша (стук в дверь)
Маша:-Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Ответы детей
-Правильно меня зовут Маша, я живу в деревне
И у меня есть много друзей.
Вы хотите с ними познакомится?Ответы детей
Тогда я приглашаю вас к себе в гости.
Физминутка
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенёчки!
Распрямили спинку,
Вышли на тропинку
Маша:- Вот мы и пришли ко мне гости! Садитесь на стульчики.
А для того чтоб вам узнать кто мои друзья, вам нужно отгадать загадку.
Слушайте меня внимательно.
Загадка:
Хозяин двора.
Дом – конура.
Виляет радостно хвостом
Но чужака не впустит в дом.
(Собака)
Маша: - А как вы догадались, что это собака? (Ответы детей)
Маша: А где она живёт? (Ответы детей) в конуре
Маша: Что делает собака? (Ответы детей) лает, сторожит
Давайте посмотрим, угадали ли вы или нет? Открываем картину
Кто нарисован на картине? (недолгое молчаливое созерцание детьми карины)
И правда, это собака! Она не одна, со своими щенками (щенятами).
Маша: Посмотрите, какая собака?
Дети: Собака большая, пушистая, добрая.
Маша: А еще она какая? Лохматая
Маша : - Что делает большая собака? (Она лежит и смотрит)
Маша:- Что в лапах у собаки? (В лапах у собаки кость).
Маша: А что у собаки есть? У собаки есть мордочка нос, хвост.
Маша: Мордочка какая у Альмы? (ответы детей)
Маша:Морда у собаки пятнистая (повторяем новое слово, пятнистая)
Маша: А какие ушки? (Ответы детей).
-А хвост какой?
Маша: Теперь послушайте я расскажу о своем друге.
Маша: Мою собаку зовут Альма. Она большая и лохматая. У нее пятнистая мордочка, пушистый хвост. В лапах у собаки кость. Она лежит около конуры и наблюдает за своими щенятами. (если по модели).
Маша: А кто хочет мне рассказать про Альму?
Воспитатель: Чтобы рассказ получился интересный, нам поможет схема. Давайте вспомним, как схема может нам помочь составить интересный рассказ.
-Что подсказывает нам первая карточка?
-О чем мы будем рассказывать потом? -А дальше?
-Чем закончим рассказ?
Маша: Спасибо тебе! Мне очень понравился твой рассказ.
Сравнение двумя детьми по схеме рассказ про щенков?.
Маша: Посмотрите, а кто рядом с Альмой?
Маша: Правильно ребята, это щенок.
Игра: «Один – много»
Один… щенок - много (кого) щенят (щенков)
Один …котёнок - много …котят
Один… теленок – много. телят
Один …жеребенок – много… жеребят
Один. козлёнок - много …козлят
Щенков зовут Шарик и Тузик.
Маша. Ребята, посмотрите на картинку, щенята одинаковые или разные?
Маша: Чем они отличаются? Рассмотреть все части тела по схеме.
Посмотрите, какие у них мордочки? (какая у Тузика, какая у Шарика)
Маша: Какие у них ушки? Ответы детей
Маша: А что делает Шарик? А Тузик? Ответы детей (Лежит около мамы)
А чем они похожи?
Маша: Молодцы ребята нашли отличия.
Здесь образец возможно будет не нужен.
Маша: А теперь кто хочет рассказать про щенка (Шарик или Тузика?
Маша: Это щенок. Его зовут Шарик. Он маленький, коричневого цвета. У него черные ушки, мордочка и блестящие глазки, лапы у Шарика белые.
Маша: А кто мне расскажет про Тузика?
Это щенок. Его зовут Тузик. Он маленький. У него коричневые ушки, белая мордочка и лапки, хвостик у щенка коричневый с белым кончиком.
Маша благодарит ребенка
Маша: Кого мы еще видим на картине? Двух воробьев. миску
Маша: А для кого поставлена миска?Для Альмы и её щенят
Маша: А что делают воробьи? (Ответы детей)
Правильно: Один клюет, второй сидит и смотрит.
Ребята, Вам нравятся мои друзья? Какие они?
- Где живут собака со своими щенятами? (в конуре)
Ребята, вы устали? а давайте поиграем!
Физминутка «Собака»
Вот собака здесь сидит,
Дети присели на корточки.
На ребят она глядит.
Повороты головой налево, направо.
Мы пойдем ее погладим,
Встают, «гладят» рукой собачку.
И на место снова сядем.
Присели
Чтоб к собачке подойти
Шагают.
Надо речку перейти.
Делают широкий шаг вперед.
Мы к собачке подбежим,
Бегут на месте.
А залает – убежим.
Разворачиваются, бегут на месте.
Маша: Ребята хотите я расскажу вам о своих друзьях. А чтоб ничего не забыть мне в этом помогут мне карточки.
Вот первая карточка. О ком будем рассказывать?
О собаке
Вторая карточка : О ком мы будем рассказывать потом?
О щенятах
Третья карточка : О воробьях с миской
Воспитатель:Маша, послушай мой рассказ
Это собака Альма со своими щенятами. Она большая, черная, лохматая, добрая. Она лежит возле конуры У неё двое щенят Возле мамы лежит Шарик, он маленький, пушистый, .Второй щенок Тузик, он тоже маленький, пушистый, Тузик смотрит на воробьев. К миске с едой прилетели воробьи. Они клюют корм. Собака с щенятами живут в конуре и хозяин за ними ухаживает.
Маша: Ребята, а кто мне хочет рассказать про Альму и её щенят?
Рассказ ребенка по карточкам картине (с сопорой на схему)
Воспитатель: Ну что Машенька тебе понравились рассказы детей?
Маша: Молодцы! Хорошие рассказы про моих друзей. И за это я хочу вам подарить разрезные картинки моих друзей. И вы сможете дома сложить картинку и рассказать родителям о моих друзьях. До свидания!
Воспитатель: Ребята а мы давайте вернемся обратно в детский сад
Физминутка
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенёчки!
Распрямили спинку,
Вышли на тропинку
Воспитатель:. -Вот мы и пришли
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Куда мы с вами ходили? Чем мы занимались? Вам понравилось? Что было трудным, интересным?