Олеся Липатова
Мастер-класс «Использование технологий «синквейн» и «сторителлинг» в работе по развитию речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Использование технологий «Синквейн» и "Сторителлинг"
в работе по развитию речи дошкольников».
Подготовила воспитатель Китовского МАДОУ
Липатова О. С
Публикация «Мастер-класс „Использование технологий „синквейн“ и „сторителлинг“ в работе по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Для себя, мы отметили, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн возник в США в начале XX века, его разработала американская поэтесса АДЕЛАИДА КРЭПСИ. В дальнейшем синквейн стал использоваться в дидактических целях (с 1997 года и в России, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
Способствует обогащению и актуализации словаря
Открываются новые творческие интеллектуальные возможности
Является диагностическим инструментом
Носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
Используется для закрепления изученной темы
Синквейн так же является одним из эффективных методов развития речи детей с ОВЗ.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра.
Алгоритм составления синквейна :
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – предложение по теме. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.
Части речи можно выделять разным цветом.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Сейчас я продемонстрирую вам пример на тему: «игрушки»
1. На 1-й строке, пишем слово, обозначающее тему, т. е. название игрушки (я пишу - кукла).
2. На 2-й строке - пишем два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу - красивая, любимая).
3. На 3-й строке – пишем три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (Стоит, сидит, улыбается).
4. 4-я строка – записываем предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.
(Мне мама купила новую куклу)
5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (девочка)
- Ну, а теперь прочтем получившиеся стихотворение.
"Кукла. Красивая, любимая. Стоит, сидит, улыбается. Мне мама купила новую куклу! Девочка"
-Ну, а теперь вы попробуете сами составить свой синквейн на любую тему.
Возьмите, пожалуйста, поближе к себе ёлочку и ручку. Выберите тему, над которой будете работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д. А потом вы прочтете свои получившиеся нерифмованные стихотворения. Приступайте!
В технике синквейн можно не только составлять стихотворения, но и загадывать загадки. Вы загадываете слово - предмет, на первой строке ничего не пишете, а начинаете описывать предмет со второй строки. Детям необходимо на основе существующих строк, определить - угадать слово которое вы загадали.
Давай те и мы с вами попробуем составить синквейн - загадку.
На основе всего вышесказанного можно сделать выводы:
§ Синквейн помогает пополнить словарный запас.
§ Учит краткому пересказу.
§ Учит формулировать идею (ключевую фразу).
§ Помогает развить речь и мышление.
§ Получается у всех.
§ Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Ещё одним из новых интерактивных методов работы с детьми является метод "сторителлинг".
Вы замечали, как внимательно дети слушают взрослого, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.
Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, на мой взгляд, наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п.
Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. В своей работе мы используем игру «Кубики историй».
Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Игра начинается с вступления
"Однажды. ", Когда-то давным давно. ", "Жил-был. ",вы можете так же сами придумать с каких слов можно начать историю.
Итак, игра начинается! Первый игрок бросает кубик, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий игрок бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая!
Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, как я отмечала выше, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.
Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.
Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.
Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.
Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!
И сейчас мы с вами тоже придумаем и составим свою историю.