Эльмира Башарова
Совершенствование профессиональных компетенций педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование профессиональной компетенции педагогов ДОУ-это целенаправленный процесс, ориентированный на профессиональное развитие педагогов, формирование необходимых качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним, как профессионалам.
Компетентность педагога включает в себя :
Систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях.
Интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к системным областям знаний и др.).
Публикация «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Необходимость совершенствовать свою профессиональную компетенцию обусловлена современными требованиями, а они таковы, что полученных однажды знаний недостаточно.
Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается.
Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой - вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога :
1) Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
4. Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.
2) Методическое сопровождение педагогов
Методическое сопровождение педагогов - включает в себя внутренние формы повышения квалификации: консультативную поддержку педагогов; работу в творческих группах, педагогические советы с использованием интерактивных методов, обучающие и практические семинары, мастер- классы, психолого- педагогические тренинги, деловые игры, открытые просмотры совместной деятельности педагогов с детьми, работу с молодыми воспитателями «Школа молодого педагога», самообразование, подготовку к аттестации.
3) Информационно и ресурсное обеспечение
Информационная образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение в полном объеме образовательных программ. Создание информационной среды невозможно без создания необходимой материально-технической базы. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. Хорошо развитая, активно работающая информационная среда - основа взаимодействия с семьей, социумом и обществом. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
4) Проблемные семинары и вебинары
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.
Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Вебинары - это современный инструмент самообразования педагога. Онлайн-семинар, курс, лекция, организованный с помощью web-технологий в режиме онлайн трансляции
На вебинаре можно узнать много свежей и полезной информации, познакомиться с современными подходами к организации обучения и воспитания детей.
Вебинар - новая интернет-технология, которая в данное время активно используется теми, кто ценит время и стремится к новым знаниям.
5) Конкурсы педагогического мастерства
Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными навыками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей. Участие в конкурсах дает возможность воспитателю: повысить свой социальный статус, изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные коммуникативные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, опубликовать свои методические материалы в научно - методических издания, сайтах, повысить авторитет в педагогическом коллективе.
И следующая форма повышения квалификации педагогов - это самообразование.
Самообразование — одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ. Это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической науки. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде. Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с инновациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, быть конкурентоспособными, а главное, повышать качество дошкольного образования.
Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.