Нина Шпак
Формирование профессиональных компетенций педагога ДОО, их влияние на взаимоотношение с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №15 «Золотой петушок»
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.
И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.
Публикация «Формирование профессиональных компетенций педагога ДОО, их влияние на взаимоотношение с детьми» размещена в разделах
Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. [3]
Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей
Утвержден и начал работать с 1 января 2015 года профессиональный стандарт педагога.
Содержание профессионального стандарта педагога (часть 5)
Профессиональные компетенции педагога (воспитателя) дошкольного образования отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования:
1) Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2) Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;
3) Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
4) Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5) Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную.
6) Уметь планировать и корректировать образовательные задачи.
7) Реализовывать педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы.
8) Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды
9) Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга.
10) Владеть ИКТ-компетенциями.
Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции.
Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.
Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.
Выделим основные пути её развития:
-курсы повышения квалификации,
-исследовательская, экспериментальная деятельность,
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,
-участие в методических объединениях,
- умение ориентироваться в информационном потоке,
-обобщение собственного педагогического опыта,
и самое главное- самообразование, которое и является основным в формировании профессиональной компетенции педагога любого уровня.
Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.
Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свою квалификацию, что ведёт к отставанию и не знанию передовых технологий, а это напрямую сказывается на воспитательно-образовательном процессе воспитанников.
Существуют различные формы самообразования. основные из них:
изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.
Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.
Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.
На сегодняшний день все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования - организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов [20, c. 156].
Повышаются требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности.
Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.
Происходящие инновации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующей качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Формы повышения профессионализма
-мастер-класс, круглый стол, консультации, семинары, обмен опытом, открытый показ, деловая игра.
Как показала практика, сегодня обнаруживаются такие проявления профессиональной некомпетентности среди педагогов ДОУ, как недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; низкий профессионализм в проведении индивидуальной диагностики личности ребенка и его эмоциональных состояний; направленность большинства педагогов па учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми
Отмеченные трудности в реализации новых целевых ориентации в области дошкольного воспитания позволяют констатировать, что проблема особой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и проявления ими прогрессивной профессиональной компетентности является актуальной. ФГОС ДО нацеливает на реализацию целевых ориентиров. Целевые ориентиры - это социально-нравственные характеристики возможных достижений дошкольников при окончании дошкольного учреждения, которое обязательным в системе общего образования не является. Однако, недостатки в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров всех категорий дошкольных работников, обнаружившиеся в связи с изменившимися социальными ожиданиями общества и с переходом от авторитарной к гуманной педагогике, делают решение этой проблемы медленным. Но тем не менее мы не можем отставать от передовых технологий, мы должны соответствовать Содержанию профессионального стандарта педагога
• Иметь высшее образование
•Знать программы обучения
•Уметь планировать и анализировать работу
•Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.
•Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей
•Уметь объективно оценивать возможности детей, используя
разные формы и методы контроля
•Владеть ИКТ-компетенциями.