Башарова
Мастер-класс «Формирование метапредметных компетенций на уроке географии»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
«Формирование метапредметных компетенций на уроке географии»
Приветствую, Вас, уважаемые коллеги!
Педагог-учёный В. А. Сухомлинский писал: «Страшная опасность — безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает морально, калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере — мысли, т. е на уроке».
Как избежать, описанной Сухомлинским ситуации?
Один из способов – формирование метапредметных компетенций на уроке географии.
Темочки:
- География. Уроки географии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Каковы же признаки метапредметного урока?
-Самостоятельная учебная деятельность учащихся
- Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
-Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
Для этого используются следующие образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
Позвольте мне представить Вам фрагмент урока в 8 классе, где формируем метапредметные компетенции. Тип урока : урок обобщающего повторения. Уровень – базовый.
Уважаемые, гости, У меня на столе лежит корзина. Что это? Семечко. А это? Яблоко.
Что мне нужно, чтобы это семечко стало яблоком?
Вода. Земля. Питательные вещества, приемлемая температура…
Как вы, думаете, мы сможем вырастить яблоко за полярным кругом России?
А можно в России вырастить (достаем из корзины, апельсин, мандарин?
Почему мы не сможем получить урожай тропических культур?
-Попробуйте, сформулировать тему урока. О чем пойдет сегодня речь?
Если затрудняются, пословицы для подсказки:
• Лето дождливое — зима снежная, морозная.
• Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.
• Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Тема урока «Климат России»
Мы будем обобщать знания по изученной теме. Как вы,думаете, о каких характеристиках климата будем говорить? Для чего вам нужны знания о климате? Для каких отраслей важно знать погоду?
- Класс разбивается на пять групп, каждой дается задание. Сейчас я вам предлагаю поиграть. На улице осень и солнышка нам не помешает. Мы его создадим своими руками. Под музыку песни «Прощение»
Задание 1 Климатообразующие факторы
Каждой команде вручается 10 лучиков, на которых написаны не только факторы, определяющие климат: Прикрепить к “Солнцу” на парте лучики или на доске.
1. Уровень солнечной радиации;
2. Географическая широта местности;
З. Выветривание;
4. Рельеф;
5. Подстилающая поверхность;
6. близость океанов;
7. Течение:
8. Высота местности над уровнем моря;
9. Эрозия почв;
10. Антропогенное воздействие.
Собрать солнце из 8 лучиков, на которых будут только 8 климатообразующих факторов Время выполнения 2 мин., за каждый правильный ответ — 1 балл, всего 8 баллов
Задание 2:
Определите по описанию погоды, данному в отрывке из литературного произведения тип климата и территорию России. Дополните свой ответ «математическим» портретом данного климата, постройте график годового изменения средних температур и диаграмму распределения осадков
10 минут время выполнения
Группа №1 «Синоптики»
Вечером, когда стемнело, с сильным шумом хлыстнул страшный ливень. Стало жутко…Дерсу вскочил со своего места и быстро выбежал из фанзы. Через минуту он вернулся и сообщил, что надо скорее будить людей, так как река вышла из берегов, и вода кругом обходит фанзу. Пока мы обувались, вода успела просочиться сквозь стену и залила очаг. Угли в нем зашипели и погасли…
Ливень листал по лицу и не позволял открыть глаз. Не было видно ни зги. В абсолютной тьме казалось, будто вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки и вода в реке, и все это вместе с дождем образовало одну сплошную, с чудовищной быстротой движущуюся массу.
В. Арсеньев
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средняя температура, °C 15,4 11,6 4,9 2,0 6,7 11,1 17,6 17,7 13,1 5,9 3,8 11,9 2,0
Норма осадков, мм
14 15 27 48 81 110 164 156 119 59 29 18 840
Правильный ответ. Дальний Восток. Муссонный тип климата. «Математическая» картина: ср. температура июля+17,6 ; ср. температура января –15,4. Годовое количество осадков 840 мм в год. К увл избыточное (т. е. больше 1)
Группа № 2 «Ветер»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. Пушкин
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средняя температура, °C 7,9 6 1 6,9 14,7 17,6 20,7 18,9 12,9 5,5 0,7 3,9 6,6
Норма осадков, мм
49 44 38 43 68 71 78 73 72 66 56 62 719
Правильный ответ. Средняя полоса европейской части. Умеренно-континентальный тип климата. «Математическая» картина: ср. температура июля+20,7 ; ср. температура января –8. Годовое количество осадков 700 мм в год. К увл от избыточного (на с) до недостаточного (на ю-в)
Группа № 3 «Циклон»
Птицы замедляли полет, судорожно взмахивали крыльями и падали на землю, медведи зябли в берлогах и выходили тощие, испуганные, злые…Мы тоже начали зябнуть. Вы ведь знаете, что это такое: дыхания не хватает, моргнешь глазами – между ресницами протягиваются тонкие льдинки, холод забирается под одежду, потом в мускулы, в кости, до мозга костей, как говорится, - говорится недаром.
В. Короленко
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средняя температура, °C 25 14,4 6,4 2,5 10,2 15,4 20 15,9 9,2 1,8 7,6 15,4 1,0
Норма осадков, мм
13 8 12 18 37 78 114 91 52 21 20 16 480
Правильный ответ. Восточная Сибирь. Резко-континентальный тип климата. «Математическая» картина: ср. температура июля20 ; ср. температура января – 25. Годовое количество осадков менее 480 мм в год. К увл меньше-равно 1
Группа № 4 «Антициклон»
Полный месяц светил на камышовую крышу…Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие воды. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…
Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – никого уже нет. Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машка дымилась; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. М. Лермонтов
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средняя температура, °C 2,3 2,3 2,3 9,6 14,8 19,2 22,3 21,8 16,4 10,0 3,4 0,7 9,5
Норма осадков, мм
29 28 34 44 66 80 58 43 47 49 45 33 556
Правильный ответ. Северный Кавказ. Южная, степная часть умеренного климата. «Математическая» картина: ср. температура июля+20 и выше, ; ср. температура января –2,3. Годовое количество осадков менее 250-520 мм в год. К увл меньше-равно 1
Группа № 5 «Климатологи»
Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разносятся соленые брызги. А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льду. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гигантские обломки…
На сотни верст ни дымка, ни юрты, ни человеческого следа.
Только ветер крутит столбом порошу, да мертвая мгла низко-низко ползет над снеговой пустыней.
А. Серафимович
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средняя температура, °C 25,4 26 23,9 17,1 8,1 0,2 4,6 4,8 1,5 7,8 17,9 22,2 11,4
Норма осадков, мм
19,4 17,7 15,6 12,6 14,2 16,8 22,1 26,8 28,2 25,1 16,4 18,1 233
.
Правильный ответ. Острова и сибирское побережье Северного Ледовитого океана. Арктический тип климата. «Математическая» картина: ср. температура июля +5 ; ср. температура января –25. Годовое количество осадков 200-300 мм в год. К увл меньше 1.
Сегодня мы говорили о климате России. Наша огромная страна отличается удивительно разнообразными климатическими условиями и суровая красота арктических островов, многолетняя мерзлота и мягкий климат субтропиков. Западные ветра, муссоны, бризы, фены, бора. На формирование такого разнообразия природы, в т. ч. климата оказали свое влияние многие факторы. Это и ГП, географическая широта, размеры и протяженность страны, океаны и течения, высокие и низкие равнины и молодые и старые горы, нагорья, хребты.
Скажите, в каком климатическом поясе наше семечко не проросло и почему?
Где наиболее благоприятные агроклиматические ресурсы?
И если попытаться создать образ климата, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь. Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши, и лишь над европейской частью циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию воздуха.
Рефлексия: На столах у каждого прикреплены листочки разного цвета (красный, голубой, желтый). На доске нарисовано солнце
. Учитель просит при выходе из класса прикрепить на солнце листочек - красный, если материал усвоен полностью, желтый - понял, но не все, голубой - многое осталось непонятным. Теперь я хочу, чтобы вы проанализировали свою работу на уроке
Результативность применение педагогического опыта.
Результаты использования моего опыта следующие.
• Призер «Всероссийского молодежного чемпионата»
• победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии.
Заключение
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица
География - предмет, который охватывает широкие межпредметные связи и обладает большим развивающим потенциалом. Урок географии, организованный с использованием метапредметного подхода в обучении, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком. Создается атмосфера совместного поиска и решения проблем, ПОВЫШАЕТСЯ МОТИВАЦИЯ, А ВСЛЕДСТВИИ УЛУЧШАЕТСЯ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ.
СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ.