Елена Рубанова
План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – д/с № 65» г. Находка
План по самообразованию
Рубановой Елены Николаевны
Тема самообразования :
«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДОО»
г. Находка
2018 г.
Публикация «План по самообразованию „Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Приоритетным направлением в своей работе считаю повышение профессиональной компетенции педагогических работников в современных условиях модернизации содержания образования.
Качество дошкольного образования напрямую зависит от качества квалификации воспитателей, их компетентности. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании.
Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог.
Я считаю, что систематическая работа, организованная с педагогами ДОУ в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. Я убеждена, что особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.
Поэтому выбранная мною работа по теме : «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДОО» - является актуальной.
Основная цель моей деятельности: «Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов».
Для достижения цели поставила следующие задачи:
1. Способствовать повышению уровня теоретической подготовки педагогов.
2. Организовать работу по изучению и реализации новых образовательных стандартов, программ и технологий.
3. Познакомить педагогов с инновационными методиками и помочь внедрить их в педагогическую деятельность.
4. Способствовать достижению более высоких результатов в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
5. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.
С целью получения объективной информации, об уровне профессиональной компетентности педагогов нашего ДОУ, я использовала шкалу профессиональной компетентности, разработанную на основе исследований Е. Н. Ноздриной. (Приложение 1)
Источниками информации для нее были выбраны целенаправленное наблюдение за деятельностью воспитателей и специалистов ДОУ, а так же метод анкетирования. Полученные данные показали, что в образовательном процессе педагоги предпочитают совмещать новые и традиционные методы и формы работы, так как недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности. При этом потребность в методической помощи высказали большинство педагогов : 60 % хотели бы получить помощь при возникновении проблемы.
Сами педагоги готовы делиться накопленным опытом, однако не стремятся выйти за пределы коллектива своей группы.
Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим: 50 % имеют низкий уровень, 36 %- средний и 14 %- высокий.
Исходя из данных результатов и поставленных задач, мною была разработана модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
Структура состоит из следующих блоков:
1. Создание материально- технической базы.
2. Диагностика профессиональной компетентности педагогов.
3. Разработка плана прохождения курсов по повышению квалификации.
4. Разработка плана самообразования педагогов.
5. Организация мероприятий, направленных на теоретическую подготовку воспитателей.
6. Оказание методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категории).
7. Организация мероприятий, направленных на изучение и реализацию ФГОС ДО.
8. Внедрение мероприятий, направленных на повышение ценностного отношения к профессии.
9. Овладение информационно- коммуникативными технологиями.
10. Использование активных методов в разных формах методической работы.
11. Внедрение мероприятий, направленных на освоение педагогами инновационными педагогическими технологиями.
12. Организация постоянного самообразования воспитателей и специалистов.
13. Включение педагогов в творческий поиск.
14. Мониторинг.
Данная модель реализуется с помощью комплексного подхода и опирается на следующие принципы:
1. Принцип актуальности, единства теории и практики - практической реализации законодательных актов, положений современного дошкольного образования, учета современного заказа общества, ориентацию на социальную значимость личности педагога.
2. Принцип научности, нацеливающий на соответствие всей системы повышения профессиональной компетенции педагогов современным научным достижениям.
3. Принцип системности и комплексности.
4. Принцип направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллективности предусматривает превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы.
5. Принцип создания благоприятных условий работы- моральных, психологических, наличие свободы творческой реализации в деятельности педагога.
6. Принцип постоянного самообразования педагогов.
7. Принцип креативности.
При организации методической поддержки педагогов использую в работе разнообразные методы, формы и приемы работы.
Методы работы :
• Продуктивный;
• Когнитивный: методов эвристических вопросов, метод сравнения, метод эвристических наблюдений, метод конструирования правил, метод гипотез;
• Креативный (интерактивный метод);
• Оргдеятельностный метод самоопределения.
Формы работы :
• Групповая
• Подгрупповая
• Индивидуальная
Распределение форм и методов
Формы работы Методы и приемы
Групповая (для всего педагогического коллектива) -презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение;
-метод обучения активному мышлению;
-мозговой штурм;
-педагогический совет : традиционный; нетрадиционный; с включением интерактивных форм;
-семинары;
Консультации;
Коллективный просмотр педагогической деятельности;
-дискуссии;
-деловая игра;
-портфолио;
-тренинг;
-смотры-конкурсы.
Подгрупповая -методические секции;
-творческие группы
Индивидуальные -беседы;
-наблюдения;
-консультации;
-наблюдение воспитательно-образовательного процесса;
-тесты и тестовые задания
Чтобы данная методическая помощь оказалась эффективной, мною был проанализирован образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов. В результате которого была проведена дифференциация всего педагогического коллектива на группы. Таким образом, в ДОУ было выделено 3группы и определены формы работы.
Дифференциация групп Формы методической работы
Педагоги-новаторы, мастера Внедрение инновационных технологий, школа передового опыта, педагогическая мастерская, мастер-класс, отчеты, презентации
Педагоги успешные, подающие надежды Конкурс профессионального мастерства, творческие группы
Молодые педагоги и педагоги не желающие по каким-либо причинам заниматься самообразованием и ростом личного мастерства Собеседование, временные творческие группы, наставничество, консультации.
Первоочередной задачей для более углубленной теоретической подготовки педагогических кадров стало своевременное прохождение курсовой подготовки - основы повышения педагогической компетентности, качества познавательно-практической деятельности. После возвращения с курсовой подготовки каждый педагог в разных формах методической работы : «Вооружись новинками», «Примите к сведению», «Учимся снова» знакомил коллектив с новинками науки и практики, рефератом или проектом.
Данные мини - отчеты:
-обуславливают понимание важности пополнения педагогических знаний;
-побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку;
-оказывают информационную, консультативную помощь;
-обогащают опыт работы;
-дают возможность пережить радость успеха публичного выступления, умение вступать в диалог, дискутировать;
-помогают организовать взаимообучение.
В течение реализации методической модели по повышению профессиональной компетентности педагогов мною были подготовлены и проведены мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности, созданию условий, необходимых для теоретического и практического осмысления опыта других ДОУ нашего района. Проведены консультации и презентации: «Метод проектов в образовательной работе детского сада», «Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования», «Организация исследовательской деятельности дошкольников как средство реализации ФГОС» и другие.
Такой подход учит педагогов выделять новое в работе, анализировать имеющийся опыт, условия, осознанно подходить к выбору методической темы. В процессе такой работы был освоен и внедрен в практику метод проектов. На заседании Педагогического Совета в мае 2018 года педагоги ДОУ защищали реализованные в группах проекты, учились выступать публично.
Для организации образовательного процесса в современных условиях модернизации педагоги были обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного образования.
Основным направлением в этой обрасти явилось ознакомление, изучение и реализация ФГОС ДО. Для успешной реализации ФГОС ДО мною был создан план. (Приложение). Создана творческая группа по разработке ООП ДОУ.
Для педагогов проводились
-консультации: «ФГОС _ основа модернизации дошкольного образования»;
«Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»;
«Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»;
«Организация предметно- пространственной развивающей среды ДОУ с учетом требований ФГОС»;
семинар- практикум: «Обучение педагогов работе на компьютере»;
«Ведение рабочих программ в ДОУ»; деловая игра: «Своя игра»; тесты.
В результате такой работы педагоги освоили ФГОС ДО, разработали рабочие программы.
Одним из факторов повышения профессиональной компетенции является самообразование педагогов. Полезным делом в повышении уровня самообразования в нашем дошкольном учреждении стало составление портфолио педагога, позволяющее каждому специалисту грамотно планировать свою деятельность. С портфолио может ознакомиться любой педагог. Пополненный опыт педагогов позволил им реализовать свой творческий потенциал, который реализуется в кружковой работе, участии в городских и районных конкурсах.
Педагоги выросли профессионально, у них ярко выражен интерес к инновациям, они возглавляют работу творческих групп, обобщают свой опыт на районных методических объединениях.
Исходя из вышеизложенного, можно подвести итоги:
в процессе систематической методической работы была разработана и апробирована модель по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ, результатами которой являются следующие показатели: 68 % педагогических работников повысили уровень теоретической подготовки.
В ДОУ реализован план внедрения ФГОС ДО. Педагоги ДОУ овладели ИКТ технологиями, методом проектирования, опытно - экспериментальной деятельностью.
По итогам мониторинга у 75% дошкольников сформированы необходимые умения и навыки. Воспитанники ДОУ являются победителями и лауреатами конкурсов различного уровня. Педагоги участвуют в дистанционных всероссийских, городских и районных конкурсах, распространяют и обобщают свой передовой опыт.
Приложение 1
Шкала профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ
Высокий уровень: для педагога характерны стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся такие, как личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу. Можно адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.
Средний уровень: для педагога характерны позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к работе, владении учебным материалом и методиками, способность к объективному анализу теории и практики воспитания и обучения. Присуща потребность в признании и самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных дискуссиях, реже становится инициатором личных выступлений. Реализуя потребность быть признанным, стремится к повышению своей квалификации, охотно участвует в конкурсах. Может адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.
Низкий уровень: для педагога характерны консерватизм, нежелание осваивать новшества, возможна неадекватная (чаще заниженная самооценка). Доминантой в данном случае служит потребность в принадлежности. Ему важно ощущать себя частью коллектива, группы, однако он не стремится участвовать в выступлениях перед коллективом. Может положительно оценивать активные формы работы с педагогами, однако увереннее чувствует себя в коллективной работе, не требующей открытого проявления своего мнения перед аудиторией. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое, зачастую из-за неуверенности в правильности своего решения. Практически всегда ищет одобрения своим действиям; болезненно воспринимает критику коллег и руководителя.
Приложение 2
Анкета для педагогов ДОУ «Профессиональный портрет»
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов анкеты, целью которой является получение актуальной информации для повышения качества методической поддержки педагогов нашего ДОУ.
Выберите наиболее подходящие для Вас варианты ответов на предложенные вопросы и отметьте их галочкой либо предложите свой вариант.
Фамилия имя отчество
___
1. Стаж моей профессиональной деятельности:
А) до 5 лет;
Б) от 5 до 10 лет;
В) от 10 до 20 лет;
Г) свыше 20 лет.
2. Я считаю, что мне:
А) требуется методическая помощь в организации педагогического процесса;
Б) методическая помощь требуется лишь частично;
В) не требуется методической помощи в организации педагогического процесса.
3. Повышение квалификации для меня – это…
А) предмет постоянной заботы: я стараюсь всегда быть в курсе новинок и передового опыта в образовании; при возникновении затруднений обращаюсь как к практическому опыту решения данной проблемы, так и к ее научным обоснованиям;
Б) вопрос эпизодический: при возникновении затруднений стараюсь найти подходящее решение в передовом опыте педагогов – практиков;
В) считаю имеющийся у меня опыт и квалификацию достаточными для успешного решения поставленных педагогических задач.
4. В своей работе с детьми я :
А) использую традиционные форы и методы работы;
Б) совмещаю новые и традиционные формы и методы работы;
В) стараюсь внедрять современные подходы к организации педагогического процесса.
Если на вопрос №4 вы ответили «А» или «Б», пожалуйста, ответьте на вопрос №5. Если на вопрос №4 вы дали ответ «В», пропустите вопрос №5.
5. Я не использую / мало использую в своей работе современные подходы (методы, приемы, технологии, потому что:
А) традиционные формы и методы работы наиболее отвечают моим предпочтениям;
Б) хотелось бы использовать современные технологии и методы в своей работе, однако я не имею о них достаточных представлений;
В) (свой вариант) ___
___
6. В основном для решения задач в своей педагогической практике я…
А) чаще всего использую традиционные, наработанные методы и приемы, предпочитаю пользоваться созданными ранее мной или моими коллегами, либо опубликованными готовыми конспектами тех или иных мероприятий;
Б) могу создать свое оригинальное решение задачи, когда в этом возникает необходимость;
В) всегда стараюсь творчески преобразовать имеющийся материал либо создаю свой.
7. При необходимости получить методическую, практическую помощь в своей работе я, скорее всего, обращусь:
А) к заведующему, старшему воспитателю ДОУ;
Б) к коллегам по детскому саду, другим специалистам детского сада;
В) предпочитаю решать проблемы в кругу педагогов своей группы.
8. На методических мероприятиях в ДОУ я…
А) активный участник: всегда стремлюсь участвовать в подготовке методических мероприятий, выступлениях перед коллегами, активных обсуждениях;
Б) оппонент: личным выступлениям предпочитаю участие в обсуждении выступлений своих коллег, при необходимости могу включиться в активные действия;
В) наблюдатель: предпочитаю оставаться в стороне, часто теряюсь при необходимости вступить в диалог.
9. В основном я посещаю методические мероприятия :
А) с удовольствием, с ожиданием открытия для себя нового и интересного;
Б) с чувством вынужденности моего присутствия;
В) затрудняюсь ответить.
10. В данный момент я:
А) хорошо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ;
Б) слабо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ.
11. Я могла бы поделиться опытом работы по следующим направлениям педагогической деятельности ___