Валентина Анисимова
Технология и методика оценки профессиональных компетенций педагогов
Слайд 1
Хочу начать своё выступление словами Константина Ушинского «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову педагога».
Тема моего сообщения «Технология и методики оценки профессиональных компетенций педагогов».
Слайд 2
Мы живём в век перемен, которые затронули и дошкольное образование.
Публикация «Технология и методика оценки профессиональных компетенций педагогов» размещена в разделах
Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной базой: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в котором говорится о высоком уровне профессионализма педагога.
Слайд 3
Стандарт устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые должны выполнять педагоги дошкольного учреждения.
Таким образом, ключевым фактором успешной реализации очередного новшества в системе дошкольного образования под названием "ФГОС дошкольного образования» по-прежнему является педагог.
Для того чтобы спланировать методическую работу в дошкольной образовательной организации так, чтобы она служила средством развития педагогов, способствуя успешной реализации ФГОС дошкольного образования, необходимо определить индивидуальные профессиональные затруднения у педагогов дошкольной образовательной организации при реализации ФГОС дошкольного образования.
Помочь в решении этой проблемы поможет методика оценки профессиональных компетенций «Квадрат функций».
Слайд 4
Данная методика не является новой в системе образования. Наиболее известен ее вариант для педагогических работников школ, а также ее модификация для администрации образовательных организаций. Для системы дошкольного образования, в условиях реализации Стандарта, она предлагается впервые. Методика "Квадрат функций" апробирована на базе дошкольных образовательных организаций, являющихся региональными инновационными площадками Ивановской области.
Функции в нашем случае – это пять образовательных областей согласно ФГОС дошкольного образования. Их содержание приводится в Стандарте п. 2.6.
Содержание образовательных областей перепроектировано в деятельносную основу - что должен делать педагог в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Слайд 5
ШАГ 1. В предложенной «Матрице функций» по вертикали – столбцы воспитатель ранжирует от 1 до 5 (не повторяясь) свои профессиональные умения «Что у меня получается лучше всего?». Результат записывается цифрой в левом нижнем углу.
ШАГ 2. То же самое предлагается воспитателю выполнить по горизонтали - строки, результат записывается ею в правом верхнем углу.
ШАГ 3. Таким образом, в каждом квадрате будет по две цифры. Они суммируются для каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки таблицы 1, которая является «ключом» предлагаемой методики.
ШАГ 4. По этой же таблице считается сумма (общее количество баллов) предложенных функций (по диагоналям, результаты заносятся в соответствующие ячейки таблицы 2. Если работа выполнена правильно, сумма в строке «Количество баллов» будет равна 150. Если сумма получилась другая, то работа выполнена некачественно и ее стоит переделать.
ШАГ 5. По сумме полученных баллов в таблице 2 определяется место (от 1 до 5) по значению каждой функции. Функция, набравшая наибольшее количество баллов, получает первое место, наименьшее - пятое.
Слайд 6
Расшифровывается содержательная часть функций.
Слайд 7
В итоге, у каждого педагога выявлены сильные и слабые стороны в реализации 5 образовательных областей.
Работа с педагогами ведется в двух направлениях:
1. Наименьший результат баллов - выбирается тема по самообразования.
2. Наивысший результат баллов - педагог будет консультантом по данному вопросу для педагога, у которого возникают затруднения в данной области (наименьший бал).
На основе данной методики в нашем учреждении выстроена модель внутреннего взаимодействия, которая помогает каждому педагогу в совершенствовании своего мастерства - в повышении своей квалификации.
Слайд 8
В области социально-коммуникативного развития коллектив набрал наивысшие баллы и занимает первые места – это значит, что компетенция в вопросах этой области у педагогов высокая. Так же эти результаты нам показывают, что в детском саду действительно реализовывается приоритетное направление по социально-личностному развитию детей.
В области познавательного и речевого развития набраны средние баллы и занимают второе и третье место. Необходимо выявить конкретные вопросы, где есть затруднения.
В области художественно-эстетического и физического развития коллектив набрал меньше всего баллов и находится на четвёртом и пятом месте.
Анкетирование проводится только с воспитателями, а в детском саду работают специалисты, то этому получены такие результаты.
Специалисты в своих областях набрали наивысшие баллы.
Специалистам необходимо проводить работу (консультации, семинары, мастер-классы) с воспитателями по деятельностным аспектам данной области.
Слайд 9
Проведя детальный анализ результатов по компетенциям ФГОС, мы увидели, что затруднения есть:
в области Познавательного развития - необходимо уделить внимание вопросу о развитии воображения и творческой активности детей.
в области Речевого развития - развитие речевого творчества.
в области Художественно-эстетического развития:
реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
в области Физическое развитие - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Определена задачи и методическая работа на следующий учебный год.
Проводя данную диагностику, нужно объяснить воспитателям, что если баллы будут проставлены не в соответствии с их компетенцией, то результаты могут показать их не компетентность в тех вопросах, в которых они, на самом деле, очень компетентны. Результаты диагностики не буду соответствовать действительности. А это не даст возможность правильно спланировать методическую работу с ними.
Слайд 10
Данной методикой мы выявили лишь затруднения в реализации задач ФГОС, а профессиональная компетентность педагога включает в себя и другие аспекты. Обратимся к Профессиональному стандарту педагога :
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Слайд 11
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.
Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Владеть ИКТ-компетенциями.
Для анализа этих компетенций можно использовать методику
П. И. Третьякова и К. Ю. Белой «Уровень сформированности профессиональных умений» (диагностические, проектировочные, организаторские, коммуникативные, методические и т. д.).
Слайд 12
На данном слайде представлен список литературы.