Ирина Ломова
Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно их условий повышения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция развития российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития творческой личности ребенка, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемыв современном быстро меняющемся мире.
Модернизация системы образования предполагает обновление и активизацию развивающего потенциала всей деятельности учреждения, в целях обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Публикация «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно их условий повышения качества дошкольного образования» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Первостепенной задачей для педагогического коллектива, в данном случае, становится перестроение системы профессионально-педагогической деятельности так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Поэтому, возникает необходимость включения дошкольной образовательной организации в условия развития, творчества и инновационных преобразований.
Дошкольное учреждение в режиме развития, представляет собой инновационный процесс перехода учреждения в новое состояние, обеспечивающее повышение качества образования за счет более эффективного использования управленческих, кадровых и материально-технических ресурсов
Следовательно, результативность работы развивающего дошкольного учреждения зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность будет продуманной, целенаправленной, технологически вооруженной и обеспеченной ресурсами. Одним из основных ресурсов, способных обеспечить повышение качества дошкольного образования, является развитие кадрового потенциала.
Таким образом, движущей силой развития дошкольного учреждения является квалифицированный педагогический коллектив, способный работать в соответствии с современными требованиями, обеспечивающими эффективность предоставления образовательных услуг. Совершенствование мастерства каждого педагога, активизация творческой и инновационной активности, а также его готовности к интеллектуальному и профессиональному росту, становится главной целью управленческой деятельности руководителя.
Профессиональное мастерство педагога представляет собой высший уровень педагогической деятельности, владение теоретическими знаниями и профессиональными умениями, творческими способностями, личными качествами, способствующими обеспечивать образовательный процесс на высоком инновационном уровне.
Ведущим условием эффективности работы дошкольной образовательной организации является правильно спланированные управленческие действия руководителя, а также система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессиональных компетенций педагогов.
К. Ю. Белая считает, что «современная ДОО может развиваться при условии, если руководитель четко определил цели этого развития на перспективу, а педагогический коллектив понимает и принимает способы и средства достижения этих целей».
Методическая служба -это одна из составляющих управленческой деятельности, связующим звеном между педагогически коллективом, и государственной системой образования, психолого-педагогической наукой и передовым педагогическим опытом.
Новые тенденции в образовании предполагают, внедрение инновационных преобразований в деятельность методической службы учреждения, создание новой модели, которая позволит реализовать творческие потребности всего коллектива, а также достигнуть оптимальных результатов в воспитании и образовании детей.
На научно-методическом уровне актуальность данной проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения новых форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессионального мастерства педагогов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностной ориентации в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования
Повышение квалификации, переподготовка специалистов, выбор инновационных направлений, мотивация педагогов к использованию новшеств, поиск ценного педагогического опыта, нового облика образовательного учреждения, отвечающего социальному заказу родителей должны быть важнейшими составляющими методической работы.
Обновленная модель методической службы,поможет обеспечить режим развития, эффективное, инновационное функционирование дошкольной организации. В ней необходимо уделить внимание делегированию полномочий и расширению степени участия педагогов в управлении развитием детского сада, а также созданию инновационных групп.
В добровольно созданные группы входят педагоги, заинтересованные во взаимном обобщении, изучении и разработке материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей решения данных проблем. Командой педагоги будут в полной мере себя ощущать, если они осмысливают общие цели. Помните высказывание Г. Лазаруса: «Люди, идущие в одном направлении (команда) могут достичь цели быстрее, потому что им помогает момент движения группы».Организовывая и планируя совместно исследовательскую работу, они имеют возможность реализовать свой творческий и инновационный потенциал, совершенствовать профессиональный рост и мастерство самостоятельно изучать новые педагогические технологии и программы.
Особое место в организации работы с кадрамив дошкольной образовательной организации, работающей в режиме развития, отводится созданию необходимых организационно-педагогических и социально-психологических условий, подбору новых интерактивных форм и методов работы с педагогическими кадрами, отвечающих, потребностям современной дошкольной педагогики.
Активные формы и методы работы помогают педагогам не получать готовые знания, а проектировать способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр, творческих объединений.
Источником творческой самореализации личности в развитом коллективе выступает его внутренняя жизнь, традиции богатство психоэмоциональных отношений, психологический климат. Интерактивные методы создают положительную мотивацию сотрудников на развитие своего личностного потенциала, помогают почувствовать успех и удовлетворенность от своей педагогической деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в коллективе, который является одним из важнейших условий предоставления качественного дошкольного образования. Позиция каждого педагога в работе учреждения оказывает влияние на настроение всего педагогического коллектива, определяет взаимоотношения людей. Добрые отношения обеспечивают оптимистический настрой, способствуют развитию взаимопомощи в работе, рождают потребность делиться своими лучшими находками и педагогическим опытом с коллегами.
С целью создание единого образовательного пространства методическая служба учреждения в режиме развития должна работать в тесной взаимосвязи с социальными партнерами. Работа с данными учреждениями проводится в форме курсов повышения квалификации, проблемно-ориентированных семинаров и конференций, педагогических фестивалей, проведения совместных мероприятий и проектов.
Следовательно, грамотно выстроенная система действий руководителя по созданию организационно-педагогических и психологических условий длясовершенствования профессионального мастерства педагогов, будут способствовать повышению эффективности деятельности образовательного учреждения.
Библиографический источник.
1. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. М. : ТЦ Сфера, 2014. 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
2. Майер А. А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования : от профилактики к саморазвитию. М. : ТЦ Сфера, 2015. 128 с. (Управление детским садом).
3. Микляева Н. В. Романова, О. Ю. Инновации в методической работке дошкольных учреждений : Методическое пособие. М. : АРКТИ, 2010. 64 с.
4. Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю., Чеснокова Г. С. Дошкольное образование в условиях ФГОС : управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение // Учебное пособие в схемах и таблицах. Новосибирск. 2015. [Электронный ресурс]. URL : https://roobelogorsk.ucoz.ru/metodrab/FGOS/omelchenko_e.a-zverkova_a.ju-chesnokova_g.s-doshko.pd f(дата обращения : 15.12.2016).
5. Сафронова Ю. Д., Чеснокова Г. С. Социальный портрет педагога-воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный педагогический университет. 2013. С. 55–60.
6. Чеснокова Г. С. Методическая деятельность – ведущее звено в процессе управления дошкольным образовательным учреждением // Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. 2016. С. 6–12.