Альбина Нигматзянова
План самообразования по теме «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план
Нигматзяновой Альбины Виленовны
на межаттестационный период 2016-2020 гг.
Тема самообразования :
«Совершенствование эффективных форм работы
методического сопровождения педагогов
в целях повышения профессионального уровня
в рамках ФГОС ДО»
2016г.
Публикация «План самообразования по теме „Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема самообразования : «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения профессионального уровня в рамках ФГОС ДО»
Цель самообразования : Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.
Задачи:
1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ : формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность темы:
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования.
Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.
Направления самообразования : профессиональное, методическое.
Форма самообразования : Индивидуальная
Срок реализации индивидуального плана повышения профессионального уровня: межаттестационный период :2016 - 2020 гг.
Источники самообразования : семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, МО, методическая литература, журналы.
Представление материала: транслирование педагогического опыта на региональном и муницильном уровнях, выступления из опыта работы на педагогических советах, мастер-классы.
Основные этапы работы по теме самообразования :
Этапы Сроки Содержание деятельности
Диагностический 2016-2017
учебный год Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме
Прогностический
2016-2017
учебный год Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
Практический
2017-2018
учебный год Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.
Обобщающий 2018-2020
учебный год Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность
Внедренческий
Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т. д.)
Предполагаемый результат:
Для старшего воспитателя:
1. Расширить знания по данной теме.
2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления
3. Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.
Для педагогов :
1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.
Направления самообразования :
Профессиональное:
1. Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
2. Пройти курсы повышения квалификации.
3. Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.
4. Проводить открытые мероприятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
5. Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
6. Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.
Психолого-педагогическое :
1. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
2. Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами
Методическое :
1. Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
3. Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
4. Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
5. Принимать активное участие в работе МО заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.
6. Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.
Формы представления результатов педагогической деятельности :
1. Проведение открытых мероприятий.
2. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
3. Выпуск буклетов, памяток.
4. Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ.
План работы по самообразованию 2016 – 2020 гг.
№
п/п Содержание деятельности Сроки Результат
Определение темы самообразования, планирование системы работы
1 Разработка программы по самообразованию
2016г.,
ноябрь-декабрь Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования
2 Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса 2017г. ,
январь-февраль Обобщение и систематизация знаний,
оформление информационных материалов по проблеме
3 Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ Весь
период
Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
4 Совершенствование использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе Подбор СОТ в работе с педагогами
5 Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ Мониторинг педагогических кадров :
«Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ»
Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса
1 Разработка ООП ДО 2016г. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса
2 Разработка Программы развития ДОУ 2018г. Реализация программы развития
3 Разработка методических мероприятий с применением ИКТ Весь
период
Систематизация используемых материалов
4 Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ Систематизация используемых материалов
5 Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ Участие педагогов в методических мероприятиях
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы
1 Реализация современных образовательных технологий, форм и методов в образовательном процессе
Весь
период Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, активизация активности педагогов
2 Выступление на мероприятиях регионального и муниципального уровня Распространение опыта работы МО
3 Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ
«Технология проблемного обучения» 2016-2018 Распространение опыта работы МО
4 Презентация проекта «Методическое сопровождение педагогов в реализации ФГОС ДО» 2017 г.
Распространение опыта работы на МО
5 Проект по благоустройству территории посредством участия в Международных программах: «Экошкола / Зеленый флаг» Весь
период
Распространение опыта работы в ДОУ
Повышение профессиональной компетентности
1 Участие в работе МО старших воспитателей Весь
период Обмен опытом работы
Приобретение новых знаний
2 Участие в конкурсах профессионального мастерства на региональном, муниципальном уровнях Повышение профессиональной компетентности
3 Прохождение курсов ПК
2020г. Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации
4 Оценка эффективности программы самообразования
май Эффективность программы :
- достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса;
- результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ
Вывод:
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности педагогов. В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в условиях реализации ФГОС ДО.
Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения профессионального уровня педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:
• Повысить число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через заявительную аттестацию и прохождение курсов повышения квалификации;
• Педагоги ДОУ активно ведут транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, через участие в работе методических объединений, научно-практических конференциях, семинарах, а также участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в области воспитания и образования детей.
В целом методическое сопровождение должно оказывать влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволяет педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др., опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; находит отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствует развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Таким образом, методическое сопровождение позволит обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс на более высоком уровне, добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
3. Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К. Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С. 4-13.
4. Веселова, Т. Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т. Б. Веселова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
5. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н. А. Винградова – М. : Айрис-пресс. – 2009.
6. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л. М. Волобуева – М. : ТЦ Сфера. – 2009.
7. Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. – №6. – С. 70-78.
8. Голицына, Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н. С. Голицына – М. : Скрипторий, 2003. – 2009.
9. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г. – 176с.
10. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 80с.
Интернет - ресурсы
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»https: // festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» https://1september.ru/
- Образовательный портал «Мой университет» https://moi-universitet.ru/