Маргарита Александренко
Теоретические основы формирования исследовательских компетенций на уроках по предмету «Окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема учебной исследовательской деятельности имеет глубокие корни. Зарубежные педагоги (Ж. -Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. Дистервег Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, С. Френе) высказывали идею побуждения ребенка к познанию мира через исследования и открытия. В России данную позицию поддерживали Д. И. Писарев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой.
Публикация «Теоретические основы формирования исследовательских компетенций на уроках по предмету „Окружающий мир“» размещена в разделах
Учебно-исследовательская деятельность является видом научной исследовательской деятельности и имеет с ней черты сходства и отличия. Сходство состоит в том, что научное и учебное исследование используют одни и те же формы мышления. Различия заключаются в том, что, во-первых, цель учебного исследования принципиально отличается от цели научного и состоит в приобретении учащимся исследовательских компетенций, в повышении познавательной мотивации и активности, в развитии детей средствами исследовательской деятельности; во-вторых, постановка проблемы и другие исследовательские действия осуществляются с разной степенью самостоятельности ученика; в-третьих, школьники открывают субъективные, новые для себя знания в процессе учебного исследования.
Младший школьный возраст – важный этап в жизни ребёнка. В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность и формирование исследовательских компетенций младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Становление личности обучающегося происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками, новых видов деятельности (учения). В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
Возраст 6-7 лет - период впитывания, накопления знаний, наблюдений за окружающей действительностью. Успешному выполнению этой жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наблюдательность, наивно-игровое отношение к окружающим. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает положительной стороной.
Психолог И. Ю. Банникова считает, что формированию исследовательских компетенций у учеников начальной школы способствует метод проектов и планомерного и систематического наблюдения за какими - либо явлениями или объектами природы под руководством и с помощью взрослых. В процессе школьного обучения ребёнок систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности. У младших школьников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствуют плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от несущественного.
Практика показывает, что формированию исследовательских компетенций чрезвычайно способствует правильная организация детей наблюдению за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать различие и сходство, замечать связи и отношения.
Детей от 7 до 10 лет отличает относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Исследования показали, что возрастная слабость не только недостаток, но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия, запоминания, наблюдательности. На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, наблюдать, вбирать, исследовать. В этом возрасте существует острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на наблюдение за окружающим миром для того, чтобы повторить, внутренне принять, создать благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики. Академик Л. С. Выготский отмечает: “ Ранние детские способности и склонности к наблюдательности быстро угасают даже при их культивировании старшими”.
Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов, явлений, людей.
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности личности на определённом объекте или действии. В. И. Слободчиков отмечает, что природа одарила каждого ребёнка способностью к познанию окружающего мира : ощущать и воспринимать окружающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления; способностью помнить, думать, соображать; способностью говорить и понимать речь других людей; способностью быть внимательным, наблюдательным.
Развитие исследовательских компетенций в начальной школе происходит в большей степени в интегрированном курсе «Окружающий мир». Здесь всё предполагает развитию их развитию: экскурсии в природу, опыты по определению свойств различных явлений и предметов, наблюдения в неживой и живой природе. Как показывает практика, необходимо целенаправленно побуждать детей к мыслительной деятельности, специально обучать их приёмам наблюдения и исследования в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть образ природных объектов и явлений.
Интерес к проблеме исследования развития индивидуальных особенностей наблюдательности отечественными и зарубежными исследователями проявляется давно. В работах П. И. Зинченко (1961) сопоставляются продуктивность наблюдательности испытуемых разных возрастов. Н. А. Корниенко (1955) сравнивал развитие запоминания наглядного и словесного материала. Изучению индивидуальных различий в процессе наблюдения посвящены монографии И. С. Продановой (1933, С. А. Рубинштейна (1940, Хавланда (1951) и др. Большинство исследований направлено на вычисление объёма, скорости, длительности удерживания в памяти наблюдаемого материала.
Результаты исследований показали, что наблюдательность различается по нескольким параметрам: скорости, прочности, длительности, точности, объему запоминания. Одному ребёнку, для того чтобы лучше запомнить наблюдаемый материал необходимо долго смотреть, другому легче опираться на сопровождение акустических образов. Третьему легче запоминать и воспроизводить наблюдаемый объект в движении.
Возможности в формировании исследовательских компетенций отчасти отражают врожденные свойства человеческого мозга. Внимание, память, мышление, способность к исследованию - основа психической жизни обучающихся. Результатом деятельности являются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения образов и явлений природы, далее выражающихся в узнавании, воспоминании, собственно припоминании.
В современной педагогической литературе выделяются основные этапы формирования исследовательских умений : постановка цели; знакомство с выполнением действия, которым надо овладеть; усвоение или восстановление знаний; показ образца данного действия; практическое овладение действием, выработка правильного умения; самостоятельные и систематические упражнения.
Первый этап развития исследовательских умений обеспечивает мотивационный компонент исследовательского умения, второй и третий этапы обеспечивают развитие содержательного компонента, а последние три этапа составляют операционный компонент развития исследовательских умений.
В школьной психологии рассматриваются исследовательское поведение и исследовательское обучение. Младшему школьнику свойственны неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения учеником представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления младшего школьника к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Формирования исследовательских компетенций у младших школьников рассматривается с позиции теории деятельности, которая имеет определенную структуру : цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат. Анализ психолого-педагогической литературы и образовательных программ позволил выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов:
1. Цели учебно-исследовательской деятельности младших школьников могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.
2. Потребностно-мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы - это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; узкие - похвала за успехи в исследовательской деятельности, утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность; мотивы сотрудничества - стремление к взаимодействию в процессе исследования с определенной группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам относим мотив получения в результате исследования новых знаний; конкретного практического результата (продукта, овладения исследовательскими умениями; мотивы самообразования - использование полученных знаний и умений для самообразования.
3. Субъекты учебно-исследовательской деятельности : ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.
4. Объекты учебно-исследовательской деятельности - объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).
5. Средства учебной исследовательской деятельности школьников могут быть внутренними (познавательные способности и приобретенные знания и умения исследовательской деятельности) и внешними (источники информации, инструменты).
6. Процесс учебно-исследовательской деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач исследования; планирование исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.
7. Результаты учебной исследовательской деятельности младших школьников: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские умения.
На уроках «Окружающий мир» метод проектов является эффективным средством формирования исследовательских компетенций, развития познавательного интереса учащихся. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Окружающий мир – источник чувств. Постоянные наблюдения за явлениями окружающего мира, взаимодействие с его предметами ведет к тому, что ребенок развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Вместе с этим воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь.
В рамках предмета «Окружающий мир» у младших школьников развиваются предметные умения : работа с приборами, подготовка объектов для наблюдений, постановка простейших опытов, организация наблюдений. Эти умения являются сложными, обобщенными, характеризуются сознательностью, интеллектуальностью, целенаправленностью. У школьников развиваются плановость, практическая действенность, слиянием умственных и практических действий, вариативность способов достижения цели.