Ольга Лагутина
Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников в вопросе приобщения дошкольников к художественной литературе
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В. А. Сухомлинский
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Публикация «Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников в вопросе приобщения дошкольников к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".
Главную роль в воспитании любви к книге закладывают родители.
Важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге мы считаем сотрудничество с родителями.
Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей. Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы с помощью родителей, ведь по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Чтобы привлечь внимание родителей к чтению художественной литературы и дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе используют следующие формы работы:
Традиционные формы работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ :
• Анкетирование
• Консультации
• Беседы
• Наглядный информационный материал
• Родительские собрания
Нетрадиционные формы работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ :
• Изготовление книжек-самоделок
• Участие родителей в театрализованной деятельности совместно с детьми.
• Мастер-классы.
• Фотовыставки, фотоконкурсы.
• «Мобильная библиотека»
• Непосредственное чтение родителями художественных произведений в группе, либо аудиозапись чтения художественных произведений родителями детей группы.
• Проектная деятельность детей и родителей.
• Литературный вечер.
• КВНы, викторины.
• Круглый стол.
• Устный журнал
В начале работы по сотрудничеству с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»
проводилось анкетирование родителей.
Которое помогло выяснить:
• какое место занимает чтение в жизни семьи;
• какие способы приобщения к нему детей применяют родители;
• какие трудности они при этом испытывают.
Анкеты для родителей были более подробными: в них уделялось внимание тому, какое место занимает чтение в жизни семьи, какие способы приобщения к нему детей применяют родители, какие трудности они при этом испытывают. Книги детям, по мнению родителей, читают:
- мамы -70%, из них папы- 18 %
- бабушки- 4%, дедушки- 2%
- сестра или брат – 5 %, что полностью подтверждают дети.
Для родителей были подобраны консультации:
«Роль книги в развитии ребёнка»
«Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы»
.
В помощь для родителей мы подготовили памятку «Как читать детям», буклет «Десять «почему» детям надо читать».
Даны рекомендации для родителей по развитию читательского интереса детей, как выбрать книгу для ребёнка.
Одной из самых эффективных форм работы с семьёй мы считаем
совместные развлечения родителей с детьми.
«Путешествие по сказкам» Во время совместных развлечений родители и дети общаются, выполняя разнообразные задания, играют. Дети получают массу положительных эмоций. Происходит глубокое взаимопроникновение родителей и детей.
«Изготовление книжек-самоделок-».Дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом и иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе, дети вместе с родителями выступали в роли иллюстраторов детских книг.
«Мобильная библиотека» - родители приносят в группу книги, которые читали вместе с детьми дома, и они им очень понравились. Данная форма работы может стать своего рода диагностикой читательского интереса детей и родителей.
«Презентация «Моя любимая книга»
Неожиданно интересной для родителей стала работа по презентации любимой книги ребенка. Родителям было дано задание – подготовить презентацию любимой книги ребенка. Кто – то из родителей просто принесли книгу и показали, а некоторые проявили творческие способности.
На родительском собрании мы решили ввести традицию группы "Книжное дерево". на которые родители помещают листочки с названием прочитанных детям книг. После прочтения любого художественного произведения, родители записывают на листочек автора книги, название, трудные слова, которые встретились, впечатления ребенка от прочитанного произведения. Эти правила созданы для того, чтобы чтение и восприятие были осознанными. Листочек приклеивается на дерево, в свободное время ребенок может рассказать о прочитанном или пересказать произведение. Раз в квартал мы будем подводить итоги (количество прочитанных произведений, рассказывать родителям на собрании.
Планируем провести «Устный журнал». Одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, которая обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Родителям заранее предлагается литература по теме устного журнала для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка как личности и взаимодействие взрослых (педагогов ДОУ и родителей) в этом процессе является определяющим.