Наталья Черникова
Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об активных формах взаимодействия с родителями воспитанников. Главная идея статьи состоит в том что, семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения.
Публикация «Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
Доказано, что психологическая и педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. [4; с. 3]
Детский сад и семья могут создать единое пространство педагогов и родителей, но только в гармоничном единении друг с другом. Дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, будут ощущать себя спокойнее, увереннее, в результате чего будут лучше усваивать программный материал, установятся доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Проблеме взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяли большое внимание такие педагоги, как: Н. И. Пирогов, М. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев и др. – заложили основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, которые были подхвачены передовой общественностью и практиками… [7; с. 12]
По данным социологического опроса социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания своих детей. У многих родителей отсутствует опыт общения, утерян опыт семейных традиций, отсутствует возможность организовать семейный отдых. Всё это требует поиска новых подходов и методов работы с семьёй. Родители нуждаются в помощи со стороны образовательного учреждения, хотя многие из них не осознают этой потребности. Вовлечение родителей в совместную деятельность позволяет им по-новому, с разных сторон узнать своих детей.
Исходя из этого, встала необходимость направить свою деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений.
Цель: создание эффективных форм взаимодействия с семьёй в целях определения оптимальных приёмов развивающего педагогического воздействия на детей
Задачи:
-способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком;
-развивать творческий потенциал детей в совместном созидательном взаимодействии взрослых и детей;
-расширить знания родителей о способах и формах развития детей;
-оказывать консультативную и методическую помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Очень важно установить контакт и взаимопонимание с родителями и воспитанниками. Необходимо проводить индивидуальные беседы с родителями, из которых можно узнать об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Давать рекомендации, размещать на информационном стенде полезную информацию о развитии, обучении и воспитании детей.
Необходимо вовлекать родителей в педагогический процесс. Для этого можно организовывать и проводить совместные мероприятия: всевозможные выставки, конкурсы, развлечения, досуги и праздники.
Работу с родителями необходимо строить на основе диалога, взяв за основу принцип партнёрства. Родители - не ученики, а партнёры по общению. Следуя этому принципу, работу необходимо вести в разных направлениях, используя такие формы взаимодействия с семьёй, как:
-круглый стол;
-совместные занятия родителей и детей;
-обсуждение и распространение семейного опыта;
-семинар-практикум;
-консультация;
-беседа;
-решение проблемных педагогических задач;
-совместные досуги, развлечения и праздники.
В результате работы можно ожидать такие результаты, как:
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
-формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
-оптимизация детско-родительских отношений;
-сохранение семейных ценностей и традиций;
-возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений
Становясь активными участниками процесса обучения своих детей, родители получают необходимые знания;
они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка. [8; с. 121], а затем применять полученные знания на практике;
между родителями и воспитателями устанавливаются доверительные отношения;
у них формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны [8; с. 122]
Мы в своей работе уделяем большое внимание сотрудничеству с семьями родителей. Инициатива по установлению сотрудничества идёт от нас, педагогов, поскольку мы профессионально подкованы.
Сейчас очень часто и много говорят о сохранении здоровья, о необходимости ведения здорового образа жизни. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы закладываются на этапе дошкольного возраста.
Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребёнка велика. С целью повышения родительской компетентности в вопросах организации здорового образа жизни проводим с детьми физкультурные досуги, развлечения на свежем воздухе. Стараемся вовлечь родителей. Они не зрители, а активные участники. Задачей досугов является не только создание у детей положительного эмоционального настроения, но и демонстрация детьми успехов, достигнутых в освоении физическими упражнениями, играми.
Благодаря таким совместным мероприятиям повышается родительская компетентность в вопросах организации досугов для детей, происходит приобщение к здоровому образу жизни. Все участники, как правило, всегда получают массу положительных эмоций от совместной деятельности.
Зимой мы строим из снега постройки, которые служат средствами, помогающими развивать двигательную активность детей. Когда продумываем сценарий досуга, стараемся обыграть каждую снежную постройку. Многие родители в зимнее время не гуляют с детьми или сокращают время прогулки, думая, что морозная погода может навредить здоровью ребёнка. Благодаря таким мероприятиям родители узнают, как во время прогулки активизировать ребёнка, повысить двигательную активность, создать радостное настроение.
Работа с родителями - одно из условий в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие задания для родителей, организация конкурсов, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей, налаживают доверительные отношения между детским садом и семьей, а также открывают возможности для родителей участвовать в образовательном процессе.
Для реализации этой задачи мы предлагаем родителям принять участие в мастер-классах по изготовлению тематических поделок из бросового материала.
Цель мастер-класса: формирование у детей и родителей интереса к совместному творчеству и развитие творческих способностей детей.
Благодаря проведённым мастер-классам, родители узнали о нетрадиционных техниках, которые можно использовать в творчестве, об использовании бросового материала, смогли наблюдать своих детей в процессе совместного творчества, при этом оценив их умения и навыки.
С целью просвещения родителей по вопросам развития детей организуем и проводим семинары-практикумы.
С целью обогащения представлений родителей о развитии мелкой моторики пальцев рук провели семинар-практикум «Развитие мелкой моторики пальцев рук».
Задачи:
-познакомить родителей с дидактическими играми, сделанными из подручных материалов, способствующими развитию мелкой моторики рук у детей;
- активизировать знания родителей по теме семинара;
-укрепить сотрудничество семьи и ДОУ.
Благодаря этому мероприятию, родители узнали о важности развития мелкой моторики рук детей, о том, как можно своими руками в домашних условиях изготовить дидактические пособия для развития мелкой моторики рук.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что благодаря совместным мероприятиям, повышается родительская компетентность в вопросах воспитания и развития детей, происходит оптимизация детско-родительских отношений, у родителей возрастает интерес к работе ДОУ, налаживаются доверительные отношения с педагогами.
Список литературы:
1. Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
2. Виноградова Н. Ф., Година Г. Н., Загик Л. В. и др. Детский сад и семья /Под ред. Марковой Т. А. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 207 с.
3. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этно педагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
6. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 55 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
7. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй: метод. Пособие для воспитателей ДОУ/ Микляева Н. В. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
8. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.