МААМ-картинки

Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста

Вера Разумова
Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми

старшего дошкольного возраста»

«Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.»

Публикация «Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

К. Д. Ушинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Владение родным языком - это не только умение правильно строить

предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать

существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны

быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть

речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста

является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста

речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими

людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста,

пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком

на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника

в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и

речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный

рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,

неспособность грамматически правильно построить распространённое

предложение;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

• недостаточный словарный запас;

• плохая дикция.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через

восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для

связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих

мыслей.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию

памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная

методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов,

предложений и текстов.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,

последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст

зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу,

стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные

знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

ЦЕЛЬ:

Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в

развитии речи у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем

мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем

не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи

дошкольников.

Обогащен словарный запас детей.

Родители:

Вовлечены в процесс речевого развития детей;

Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно -

развивающей среды.

Педагоги:

Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей

дошкольного возраста.

Получение педагогами представления о мнемотехнике.

Внедрение в образовательный процесс методику работы с

мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Этапы реализации плана по самообразованию:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего

кругозор детей.

II. ОСНОВНОЙ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками–

символами;

- Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему –

модель. Используя схему – модель как план пересказа;

- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по

лексической теме.

- Использовать мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.

Методы работы :

словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных

произведений, составление описательных рассказов;

наглядный метод : показ и рассматривание сюжетных картин,

иллюстраций из сказок, рассказов, стихов;

практический - составление, мнемосхем, мнемотаблиц.

План работы на сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Сентябрь.

1. Разработка плана по теме самообразования.

2. Подбор методической литературы.

3. Проведение диагностики по речевому развитию.

Октябрь

Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по речевому развитию

детей посредством мнемотехники.

Изучение методической литературы по данной теме:

- Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб «Детство-пресс» 2017г.

- Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

- Л. В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»; Москва «Мозаика-Синтез» 2016г.

- Л. А. Венгер «Развитие мышления дошкольников с помощью приемов мнемотехники» СПб «Детство-экспресс» 2016г.

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

- Интернет – ресурсы.

Ноябрь

Создание картотеки мнемотаблиц по лексическим темам.

Декабрь

1. Подбор дидактических игр и дидактического материала.

2. Изготовление дидактических игр по лексическим темам: времена года; домашние и дикие животные; птицы; предметы быта; одежда; посуда.

2. Оформление предметно-пространственной среды в группе с использованием мнемотаблиц.

Январь

1. Знакомство детей с мнемотаблицами.

- знакомство детей с мнемоквадратами, мнемодорожками.

Февраль

Тема: «Зимний денек»

Цель:

Уточнить признаки зимы; формировать умение составлять небольшой рассказ из 4-5 предложений.

1. Рассматривание иллюстраций на тему : «Зимняя природа».

2. Загадывание загадок о зимних явлениях.

3. Зарисовка мнемодорожек.

4. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме» («магнитные истории»).

Март

Тема: «Головные уборы»

Цель:

Формировать умение составлять рассказ из 4-5 предложений, используя мнемотаблицу.

1. Загадывание загадок о головных уборах.

2. Дид. игра «Одень куклу на прогулку».

3. Показ презентации «Одежда, головные уборы»

3. Составление описательного рассказа «Расскажи о своей шапочке».

Апрель

Тема: «Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

Цель:

Формировать знания о весенних явлениях; упражнять детей в составлении описательного рассказа.

1. Чтение стихотворений о весне.

2. Знакомство с приметами весны.

3. Показ презентации «К нам весна шагает».

4. Зарисовка мнемодорожек.

Май

Тема: «Весенние цветы»

Цель:

Составить описательный рассказ о цветах; расширить знания о весенних цветах; обогащать словарный запас детей.

1. Показ презентации «Цветы».

2. Дидактическая игра «Выбери цветок».

3. Чтение стихотворений о цветах.

Работа с родителями.

Сентябрь

Родительское собрание: «Речевое развитие старших дошкольников»

Октябрь

Консультация «Что такое мнемотехника

Ноябрь

Помощь родителей в подборе материала для дидактических игр.

Декабрь

Круглый стол «Знакомство с мнемотабицами».

Январь

Индивидуальные консультации по речевому развитию.

Февраль

Знакомство родителей с дидактическими играми по речевому развитию.

Март

Беседа «Мнемотехника в речевом развитии старших дошкольников»

Апрель

Индивидуальные консультации по составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

Май

Знакомство родителей с «Живыми мнемотаблицами»,их применение.

План работы на 2022 – 2023 уч. г.

Сентябрь

Тема: «Летние истории»

Цель:

поделиться своими впечатлениями о летних каникулах, упражнять в составлении описательных рассказов.

Показ презентации «Наше лето»

Октябрь

Тема: «Осень»

Цель:

закрепить знания о сезонных изменениях в природе;упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели «осень».

1. Рассматривание картинок об осени.

2. Показ презентации «Волшебница-осень».

3. Чтение стихотворений об осени.

4. Составление описательного рассказа, используя мнемотаблицу «осень».

Тема:» Овощи,фрукты»

Цель:

Закрепить знания об овощах,фруктах; упражнять детей в умении составлять рассказ,используя мнемотаблицу.

1. Рассматривание овощей, фруктов.

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3. Загадывание загадок об овощах,фруктах.

4. Составление описательного рассказа (овощи,фрукты).

Ноябрь

Тема: «Деревья»

Цель:

Упражнять детей в составлении предложений из 4-5 слов;упражнять детей составлять небольшой рассказ, используя мнемотаблицы; узнавать деревья по внешнему виду, находить сходство и различие.

1. Рассматривание деревьев и кустарников.

2. Дидактическая игра «С какого дерева листок».

3. Загадывание загадок о деревьях.

4. Составление описательного рассказа о дереве.

Тема:» Посуда»

Цель:

Упражнять детей в составлении предложений из 4-5 слов;составлять небольшой рассказ,используя мнемотаблицу; распознавать посуду по материалу и по внешнему виду.

1. Рассматривание посуды.

2. Показ презентации «Посуда».

3. Загадывание загадок о посуде.

4. Дидактическая игра «Магазин».

5. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

6. Составление описательного рассказа о посуде.

Декабрь

Тема:«Красавица зима»

Цель:

Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами;учить детей составлять рассказ о зиме,используя схему-модель;называть признаки зимы.

1. Показ презентации «Зимушка – зима».

2. Чтение стихотворений о зиме.

3. Загадывание загадок о зимних явлениях.

4. Дидактическая игра «Зимние забавы».

5. Составление описательного рассказа о зиме.

Тема:«Домашние животные»

Цель:

Учить детей составлять предложения из 4-5 слов;упражнять в составлении небольшого рассказа,используя мнемотаблицу.

1. Показ презентации «Домашние животные».

2. Дидактическая игра «Какая картинка лишняя».

3. Загадывание загадок о домашних животных.

4. Составление описательного рассказа о дом. животных.

Январь

Тема: «Праздник новый год»

Цель:

Учить детей составлять небольшой рассказ, используя схему-модель; делиться своими впечатлениями о новогоднем празднике.

1. Чтение стихотворений о новогодних праздниках.

2. Загадывание загадок.

3. Дидактическая игра «Сложи картинки по порядку».

4. Составление рассказа «Новогодний праздник».

Тема:» Дикие животные»

Цель:

Расширить знания детей о диких животных;учить детей составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.

1. Рассматривание картинок «Животные лесов».

2. Разгадывание кроссворда «Дикие животные».

3. Лото «Дикие животные».

4. Показ презентации «Как зимуют животные.»

5. Составление описательного рассказа «Дикие животные».

Февраль

Тема:«Зимние забавы»

Цель:

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий

содержание картины с помощью мнемотаблицы; продолжать обогащать

знания детей о сезоне, развивать связную речь.

1. Рассматривание картинок «Зимние развлечения».

2. Загадывание загадок о зимних забавах.

3. Дидактическая игра «Нарисуй отгадки».

Тема:» Мебель»

Цель:

Упражнять детей в составлении предложений из 4-5 слов;

упражнять детей в составлении рассказа,используя мнемотаблицу;различать мебель по назначению.

1. Показ презентации «Мебель».

2. Загадывание загадок о мебели.

3. Дидактическая игра «Новоселье».

Март

Тема:«О любимых мамах»

Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери;учить составлять небольшой рассказ,с использованием схемы-модели.

1. Чтение стихотворений о женском празднике.

2. Показ презентации «Мамы разные нужны, мамы разные важны…».

3. Дидактическая игра «Помоги маме накрыть на стол».

4. Составитьрассказ «Расскажи о маме».

Тема: «Птицы»

Цель:

Учить составлять небольшой описательный рассказ, используя мнемотаблицу; различать птиц по внешнему виду, расширить знания о перелетных и зимующих птицах.

1. Показ презентации «Перелетные и зимующие птицы».

2. Лото «Птицы».

3. Чтение рассказов о птицах.

4. КВН «Знатоки птиц».

5. Составление описательного рассказа о птицах.

Апрель

Тема:» Весна»

Цель:

Развивать умение соотносить знаковые символы с образами; составлять небольшой рассказ; называть признаки весны.

1. Показ презентации «Весна пришла».

2. Чтение стихотворений о весне.

3. Загадки о весенних явлениях.

4. Составь рассказ о весне.

Тема: «Одежда»

Цель:Составлять вместе с детьми рассказ об одежде; потренироватьсясамим детям в составлении простейшей мнемотаблицы; расширить знания об одежде; обогащать словарный запас детей.

1. Показ презентации «Одежда».

2. Дидактическая игра «Помоги Маше собраться на прогулку».

3. Загадывание загадок об одежде.

4. Рассматривание тканей.

5. НОД – «Составление описательного рассказа об одежде, с использованием мнемотаблицы».

Май

Тема:» Насекомые»

Цель:

Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое,

обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые.

1. Дидактическая игра «Наши знакомые насекомые».

2. Загадки о насекомых.

3. Составление описательного рассказа о насекомых.

Работа с родителями.

Сентябрь

- Составление папки-передвижки «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста

Октябрь

Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Ноябрь

Индивидуальные консультации по речевому развитию детей группы.

Декабрь

Консультация «Читаем дома».

Январь

Оформление папки-передвижки «Развиваем речь ребенка»

Февраль

Консультация «Словесные игры и упражнения».

Март

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок».

Обучение родителей артикуляционным упражнениям,для проведения занятий в домашних условиях.

Апрель

Показ НОД «Использование средств мнемотехники на занятиях по речевому развитию».

Май

Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении

простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето».

Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и

рассказывать по их содержанию.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Невский проспект. Дворцовая площадь» с использованием ИКТ и мнемотехникиНОД с детьми старшего дошкольного возраста «Невский проспект. Дворцовая площадь» с использованием ИКТ и мнемотехники НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ И ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Ребята, сегодня Петруша хочет познакомить вас с главной улицей Санкт-Петербурга.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Петропавловскую крепость» (с использованием ИКТ и мнемотехники) Петропавловская крепость Ребята, сегодня к нам снова пришёл львёнок Петруша. Он предлагает нам отправиться в новое путешествие! Мы уже знаем.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 14:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Разумова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД