Вера Разумова
Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми
старшего дошкольного возраста»
«Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
их он усвоит на лету.»
Публикация «Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
К. Д. Ушинский.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Владение родным языком - это не только умение правильно строить
предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.
Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать
существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны
быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть
речь ребенка должна быть связной.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста
является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.
Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста
речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими
людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста,
пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком
на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника
в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и
речевые формы.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
неспособность грамматически правильно построить распространённое
предложение;
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
• недостаточный словарный запас;
• плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через
восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для
связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих
мыслей.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию
памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная
методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов,
предложений и текстов.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,
последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст
зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу,
стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные
знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
ЦЕЛЬ:
Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в
развитии речи у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем
мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем
не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи
дошкольников.
Обогащен словарный запас детей.
Родители:
Вовлечены в процесс речевого развития детей;
Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно -
развивающей среды.
Педагоги:
Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей
дошкольного возраста.
Получение педагогами представления о мнемотехнике.
Внедрение в образовательный процесс методику работы с
мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Этапы реализации плана по самообразованию:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего
кругозор детей.
II. ОСНОВНОЙ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками–
символами;
- Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему –
модель. Используя схему – модель как план пересказа;
- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по
лексической теме.
- Использовать мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.
Методы работы :
словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных
произведений, составление описательных рассказов;
наглядный метод : показ и рассматривание сюжетных картин,
иллюстраций из сказок, рассказов, стихов;
практический - составление, мнемосхем, мнемотаблиц.
План работы на сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
Сентябрь.
1. Разработка плана по теме самообразования.
2. Подбор методической литературы.
3. Проведение диагностики по речевому развитию.
Октябрь
Работа с методической литературой.
Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по речевому развитию
детей посредством мнемотехники.
Изучение методической литературы по данной теме:
- Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб «Детство-пресс» 2017г.
- Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».
- Л. В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»; Москва «Мозаика-Синтез» 2016г.
- Л. А. Венгер «Развитие мышления дошкольников с помощью приемов мнемотехники» СПб «Детство-экспресс» 2016г.
- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
- Интернет – ресурсы.
Ноябрь
Создание картотеки мнемотаблиц по лексическим темам.
Декабрь
1. Подбор дидактических игр и дидактического материала.
2. Изготовление дидактических игр по лексическим темам: времена года; домашние и дикие животные; птицы; предметы быта; одежда; посуда.
2. Оформление предметно-пространственной среды в группе с использованием мнемотаблиц.
Январь
1. Знакомство детей с мнемотаблицами.
- знакомство детей с мнемоквадратами, мнемодорожками.
Февраль
Тема: «Зимний денек»
Цель:
Уточнить признаки зимы; формировать умение составлять небольшой рассказ из 4-5 предложений.
1. Рассматривание иллюстраций на тему : «Зимняя природа».
2. Загадывание загадок о зимних явлениях.
3. Зарисовка мнемодорожек.
4. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме» («магнитные истории»).
Март
Тема: «Головные уборы»
Цель:
Формировать умение составлять рассказ из 4-5 предложений, используя мнемотаблицу.
1. Загадывание загадок о головных уборах.
2. Дид. игра «Одень куклу на прогулку».
3. Показ презентации «Одежда, головные уборы»
3. Составление описательного рассказа «Расскажи о своей шапочке».
Апрель
Тема: «Апрель, апрель, на дворе звенит капель»
Цель:
Формировать знания о весенних явлениях; упражнять детей в составлении описательного рассказа.
1. Чтение стихотворений о весне.
2. Знакомство с приметами весны.
3. Показ презентации «К нам весна шагает».
4. Зарисовка мнемодорожек.
Май
Тема: «Весенние цветы»
Цель:
Составить описательный рассказ о цветах; расширить знания о весенних цветах; обогащать словарный запас детей.
1. Показ презентации «Цветы».
2. Дидактическая игра «Выбери цветок».
3. Чтение стихотворений о цветах.
Работа с родителями.
Сентябрь
Родительское собрание: «Речевое развитие старших дошкольников»
Октябрь
Консультация «Что такое мнемотехника?»
Ноябрь
Помощь родителей в подборе материала для дидактических игр.
Декабрь
Круглый стол «Знакомство с мнемотабицами».
Январь
Индивидуальные консультации по речевому развитию.
Февраль
Знакомство родителей с дидактическими играми по речевому развитию.
Март
Беседа «Мнемотехника в речевом развитии старших дошкольников»
Апрель
Индивидуальные консультации по составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.
Май
Знакомство родителей с «Живыми мнемотаблицами»,их применение.
План работы на 2022 – 2023 уч. г.
Сентябрь
Тема: «Летние истории»
Цель:
поделиться своими впечатлениями о летних каникулах, упражнять в составлении описательных рассказов.
Показ презентации «Наше лето»
Октябрь
Тема: «Осень»
Цель:
закрепить знания о сезонных изменениях в природе;упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели «осень».
1. Рассматривание картинок об осени.
2. Показ презентации «Волшебница-осень».
3. Чтение стихотворений об осени.
4. Составление описательного рассказа, используя мнемотаблицу «осень».
Тема:» Овощи,фрукты»
Цель:
Закрепить знания об овощах,фруктах; упражнять детей в умении составлять рассказ,используя мнемотаблицу.
1. Рассматривание овощей, фруктов.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
3. Загадывание загадок об овощах,фруктах.
4. Составление описательного рассказа (овощи,фрукты).
Ноябрь
Тема: «Деревья»
Цель:
Упражнять детей в составлении предложений из 4-5 слов;упражнять детей составлять небольшой рассказ, используя мнемотаблицы; узнавать деревья по внешнему виду, находить сходство и различие.
1. Рассматривание деревьев и кустарников.
2. Дидактическая игра «С какого дерева листок».
3. Загадывание загадок о деревьях.
4. Составление описательного рассказа о дереве.
Тема:» Посуда»
Цель:
Упражнять детей в составлении предложений из 4-5 слов;составлять небольшой рассказ,используя мнемотаблицу; распознавать посуду по материалу и по внешнему виду.
1. Рассматривание посуды.
2. Показ презентации «Посуда».
3. Загадывание загадок о посуде.
4. Дидактическая игра «Магазин».
5. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
6. Составление описательного рассказа о посуде.
Декабрь
Тема:«Красавица зима»
Цель:
Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами;учить детей составлять рассказ о зиме,используя схему-модель;называть признаки зимы.
1. Показ презентации «Зимушка – зима».
2. Чтение стихотворений о зиме.
3. Загадывание загадок о зимних явлениях.
4. Дидактическая игра «Зимние забавы».
5. Составление описательного рассказа о зиме.
Тема:«Домашние животные»
Цель:
Учить детей составлять предложения из 4-5 слов;упражнять в составлении небольшого рассказа,используя мнемотаблицу.
1. Показ презентации «Домашние животные».
2. Дидактическая игра «Какая картинка лишняя».
3. Загадывание загадок о домашних животных.
4. Составление описательного рассказа о дом. животных.
Январь
Тема: «Праздник новый год»
Цель:
Учить детей составлять небольшой рассказ, используя схему-модель; делиться своими впечатлениями о новогоднем празднике.
1. Чтение стихотворений о новогодних праздниках.
2. Загадывание загадок.
3. Дидактическая игра «Сложи картинки по порядку».
4. Составление рассказа «Новогодний праздник».
Тема:» Дикие животные»
Цель:
Расширить знания детей о диких животных;учить детей составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.
1. Рассматривание картинок «Животные лесов».
2. Разгадывание кроссворда «Дикие животные».
3. Лото «Дикие животные».
4. Показ презентации «Как зимуют животные.»
5. Составление описательного рассказа «Дикие животные».
Февраль
Тема:«Зимние забавы»
Цель:
Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий
содержание картины с помощью мнемотаблицы; продолжать обогащать
знания детей о сезоне, развивать связную речь.
1. Рассматривание картинок «Зимние развлечения».
2. Загадывание загадок о зимних забавах.
3. Дидактическая игра «Нарисуй отгадки».
Тема:» Мебель»
Цель:
Упражнять детей в составлении предложений из 4-5 слов;
упражнять детей в составлении рассказа,используя мнемотаблицу;различать мебель по назначению.
1. Показ презентации «Мебель».
2. Загадывание загадок о мебели.
3. Дидактическая игра «Новоселье».
Март
Тема:«О любимых мамах»
Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери;учить составлять небольшой рассказ,с использованием схемы-модели.
1. Чтение стихотворений о женском празднике.
2. Показ презентации «Мамы разные нужны, мамы разные важны…».
3. Дидактическая игра «Помоги маме накрыть на стол».
4. Составитьрассказ «Расскажи о маме».
Тема: «Птицы»
Цель:
Учить составлять небольшой описательный рассказ, используя мнемотаблицу; различать птиц по внешнему виду, расширить знания о перелетных и зимующих птицах.
1. Показ презентации «Перелетные и зимующие птицы».
2. Лото «Птицы».
3. Чтение рассказов о птицах.
4. КВН «Знатоки птиц».
5. Составление описательного рассказа о птицах.
Апрель
Тема:» Весна»
Цель:
Развивать умение соотносить знаковые символы с образами; составлять небольшой рассказ; называть признаки весны.
1. Показ презентации «Весна пришла».
2. Чтение стихотворений о весне.
3. Загадки о весенних явлениях.
4. Составь рассказ о весне.
Тема: «Одежда»
Цель:Составлять вместе с детьми рассказ об одежде; потренироватьсясамим детям в составлении простейшей мнемотаблицы; расширить знания об одежде; обогащать словарный запас детей.
1. Показ презентации «Одежда».
2. Дидактическая игра «Помоги Маше собраться на прогулку».
3. Загадывание загадок об одежде.
4. Рассматривание тканей.
5. НОД – «Составление описательного рассказа об одежде, с использованием мнемотаблицы».
Май
Тема:» Насекомые»
Цель:
Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое,
обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые.
1. Дидактическая игра «Наши знакомые насекомые».
2. Загадки о насекомых.
3. Составление описательного рассказа о насекомых.
Работа с родителями.
Сентябрь
- Составление папки-передвижки «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.»
Октябрь
Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
Ноябрь
Индивидуальные консультации по речевому развитию детей группы.
Декабрь
Консультация «Читаем дома».
Январь
Оформление папки-передвижки «Развиваем речь ребенка»
Февраль
Консультация «Словесные игры и упражнения».
Март
Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок».
Обучение родителей артикуляционным упражнениям,для проведения занятий в домашних условиях.
Апрель
Показ НОД «Использование средств мнемотехники на занятиях по речевому развитию».
Май
Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении
простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето».
Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и
рассказывать по их содержанию.