Татьяна Петровна Иванова
Сопровождение детей с РАС учителя-логопеда и тьютора в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычного детского сада – дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.
Публикация «Сопровождение детей с РАС учителя-логопеда и тьютора в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Дети с РАС - это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом.
У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника.
Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:
• осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
• разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
• взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
• комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
• просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.
Коррекционная работа с детьми с РАС проводится в два этапа:
-Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
-Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.
В работе с детьми с РАС необходимо придерживаться следующих правил:
-Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
-Принимать его таким, какой он есть.
-Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
-Придерживаться определенного режима дня.
-Соблюдать ежедневные ритуалы.
-Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
-Не повышать голос и не издавать громких звуков.
-Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Важным фактором эффективной социализации и реабилитации ребенка с расстройством аутистического спектра в детском саду является наличие профессионально подготовленного и опытного тьютора. Его роль сложно переоценить, учитывая необходимость оказания непосредственной помощи ребенку с особыми образовательными потребностями на протяжении всего времени нахождения в саду.
Взаимодействие учителя – логопеда и тьютора в ресурсной группе ДОУ для детей с РАС – залог успешности в обучении детей с РАС.
Тьютор для ребенка с РАС – это:
• наставник
• куратор
• сопровождающий
• помощник педагога и других специалистов сада
• посредник (связующее звено)
Построение педагогического процесса состоит из следующих этапов:
-Обсуждение целей и задач совместной работы;
-Обсуждение возможных трудностей в работе с ребенком ОВЗ;
- Выстраивание взаимодействия: ребенок- учитель- тьютор- родители;
Задачи деятельности логопеда как специалиста сопровождения также чрезвычайно разнообразны. С одной стороны, ребенок с РАС может иметь и признаки фонетико-фонематического недоразвития, и особенности звукопроизношения, что требует специальной, хорошо разработанной в логопедии коррекционной работы.
С другой стороны, речь такого ребенка чрезвычайно специфична. Это касается всех ее аспектов – от темпово-мелодической до трудностей понимания письменной речи.
1. Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами неотрывно связана с пониманием речи.
2. Другим направлением деятельности логопеда является специально организованная работа над пониманием сложноорганизованной устной речи и над пониманием прочитанного материала. Мы хорошо знаем, что даже если ребенок с РАС читает достаточно бегло, обычно читает он крайне монотонно, не соблюдая знаков препинания и границ предложения, что является одной из причин трудностей понимания прочитанного. Работа логопеда по формированию навыков интонированного осмысленного чтения в большой степени будет содействовать учебной адаптации ребенка с аутистическим расстройством.
3. Помимо этого, важная часть работы логопеда - формирование у ребенка коммуникативной стороны речи, умения работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, развитие у ребенка умения поддерживать диалог и даже инициировать его. Понятно, что над коммуникативной стороной речи работает не только логопед. Но поначалу именно он на своих занятиях будет способствовать созданию определенных коммуникативных стереотипов, которые в последующем ребенок с помощью тьютора, учителя – дефектолога и психолога сможет переносить в более широкие коммуникативные ситуации.
4. При необходимости с ребенком может проводиться работа по формированию фонетико-фонематического восприятия, что также будет отражаться на развитии письменной речи.
5. Коррекция звукопроизносительной стороны речи не является задачей первой необходимости, часто именно эта работа логопеда вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует с ним тактильного взаимодействия.
Ключевая функция тьютора в данном случае, сопровождение, которое заключается во взаимодействии тьютора и воспитанника, в ходе которого ребенок выполняет действие, а задача тьютора создать условия для осмысления и осуществления этого действия. Немаловажно то, что совестными усилиями проще формировать стереотип учебного поведения. Если учитель – логопед, в основном, вербально взаимодействует с ребенком, то тьютор, чаще всего, с помощью физической подсказки помогает ребенку.
Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с РАС роль тьютора является в определенной степени уникальной. С одной стороны, это незаметная фигура, косвенно участвующая в образовательном процессе, с другой, повышающая эффективность и стабильность получения ребенком с РАС знаний и умений.
В условиях обучения детей с РАС нужно учитывать специфику такого обучения. Соответственно ребенок с РАС в силу своих особенностей не способен самостоятельно определить для себя нормы выполнения действий, и здесь задача тьютора как раз-таки помочь ему в этом. То есть тьютор облегчает процесс восприятия и обработки ребенком с РАС получаемого материала и выступает в качестве посредника между логопедом и воспитанником.
Таким образом, процесс взаимодействия между учителем- логопедом и воспитанником осуществляется через тьютора. Логопед непосредственно обращается к ребенку, но опосредованно к тьютору. Т. е. воспитанник не воспринявший инструкцию первично от учителя, воспринимает её в индивидуально адаптированном виде от тьютора. Это не исключает того, что ребенок может самостоятельно воспринять инструкцию, тогда роль тьютора будет заключаться в помощи по реализации данной инструкции. При этом тьютор открыто не вмешивается в учебный процесс, и только невербально взаимодействует с ребенком.
Деятельность всех специалистов образовательной организации, ориентированная на максимальную социальную и образовательную адаптацию ребенка с аутистическим расстройством, должна быть максимально согласованной.
Все описанные выше задачи деятельности специалистов направлены на социально-эмоциональную и образовательную адаптацию детей с РАС, они по сути своей универсальны и необходимы каждому ребенку достаточно длительное время.