Светлана Одинцова
Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации, умению общаться со своими сверстниками спокойно и без конфликтов.
Считается, что пребывание в коллективе само по себе стимулирует общение. Но это возможно только при выполнении определенных условий. Прежде всего нужно желание самого ребенка, с его потребностью и навыком общения. А также и коллектив должен быть готов принять ребенка с необычным поведением. Здесь необходим индивидуальный подход и контроль взрослых, что и осуществляется в ходе работы нашей группы.
Публикация «Особенности работы тьютора в образовательной модели „Ресурсная группа“ в ДОО» размещена в разделах
Работа с детьми в ресурсной группе проводится на основе прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, ABA, где используются методы поведенческой психологии, уделяющей внимание поведению, но не внутренним особенностям психики.
Педагог-психолог, прежде всего обследует каждого ребенка и составляет на него индивидуальную программу, согласие с которой письменно подтверждают родители. Кроме того, психолог руководит работой помощников-тьюторов. Периодически программа корректируется. Иногда на одного ребенка составляются несколько программ.
Работа тьютора проводится индивидуально и строится, прежде всего, как процесс обучения, где четко определены роли участников. Тьютор - отрабатывает навык, обучает, а ребенок - учится.
Коррекционная работа строится в несколько этапов. Вначале проводится беседа с родителями и первичное диагностическое обследование, а также наблюдение за свободным поведением ребенка. По итогам этого этапа разрабатывается программа, выбираются стимулы, подкрепляющие поведение, и отмечаются те виды поведения, над которыми необходимо работать в первую очередь.
На начальном этапе работы с ребенком, тьютору важно выработать у ребенка "учебное поведение". Это умение сконцентрировать внимание на воспитателе, суметь понять и воспринять инструкции а также прервать стереотипии и снизить нежелательное поведение. Ребенок должен хотя бы принимать и удерживать определенную позу-ровно сидеть на стуле, руки сложены на столе, смотреть на педагога, использовать обучающий материал по назначению.
В дальнейшем отрабатываются навыки выполнения различных инструкций, произвольное подражание, развиваются навыки речи, движения мелкой моторики, самообслуживания.
В группах есть отдельные столы-кабинки для индивидуальных занятий. И на каждого воспитанника подготовлен материал, подобранный в соответствии с учебной программой, разработанной психологом.
Для того, чтобы детей не утомлял учебный процесс, им даются паузы для отдыха. Группа оборудована местом для желающих "побыть в тишине" и уголком физкультуры. Также есть "сенсорная комната" для восполнения сенсорного дефицита детей.
Кроме занятий, которые проводятся вне группы (музыкальное, физкультура и т. д.) проводятся групповые подвижные и дидактические игры, имеющие обучающую и коммуникативную функцию, а также вызывающие положительные эмоции у воспитанников.
Постепенно, многие дети, которые осваивают большую часть навыков и становятся достаточно самостоятельны, закрепляются за соответствующей их возрасту группой. Воспитанники учатся взаимодействию со своими сверстниками и получают возможность гибко адаптироваться к внешним условиям.
Благодаря тесному взаимодействию тьютора и воспитателя, воспитателя, воспитанники ресурсной группы переходят на полную инклюзию, общаются, посещают занятия и после выпуска обучаются в ресурсном классе общеобразовательной школы.