Валентина Шарова
Уклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения Конституции РФ повлекли за собой поправки в Законе об образовании и привели образовательные организации к разработке и реализации Программы воспитания.
В программе воспитание выделены ключевые категории, каждая из которых удерживает целостность содержания и имеет своё наполнение для решения задач возрастного развития и становления личности ребенка
1. Уклад
2. Воспитывающая среда
3. Общность
4. Деятельность
5. Событие
Публикация «Уклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процесса» размещена в разделах
Одной из главных категорий - является Уклад дошкольной организации. Уклад – это инструмент воспитания ребенка, который должен быть сконструирован, предложен и реализован.
Примерная программа воспитания дает определение Уклада дошкольной организации, которое вы видите на экране.
Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые общенациональные ценности, задающий традиции и культуру поведения, смысл, стиль, и характер взаимоотношений в образовательной организации, структуру и содержание предметно-пространственной среды.
Да, действительно, уклад – это установившийся порядок совместной жизнедеятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве культуры и во времени истории.
Предлагаю вашему вниманию модель уклада дошкольной образовательной организации. Главная ценность в жизни и по Конституции РФ – это человек. И эта ценность находится в центре модели Уклада. Основу модели Уклада составляют базовые и инструментальные ценности. Базовые ценности – это те, которые явлены нам Конституцией РФ и лежат в основе Примерной программы воспитания: Родина, природа, человек, семья, дружба, знания, здоровья, труд, культура, красота, жизнь, милосердие, добро.
Инструментальные ценности – это те ценности, которые берёт за основу образовательная организация.
Базовые и инструментальные ценности, лежащие в основе уклада, отображаются во всех элементах Уклада образовательной организации: в нормах и правилах, традициях и ритуалах.
Правила и нормы, традиции и ритуалы отражаются и влияют на систему отношений в общностях. Эта система поддерживается не только традициями, которые есть, но и ценностями, которые положены в основание.
Характер воспитательных процессов это о том, как мы видим ребенка, как мы с ним работаем, какие наши профессиональные подходы.
Уклад включает предметно – пространственную среду, как обстановку, то что окружает ребенка, где ценности находят свое отражение.
На основании данной модели проанализирован и спроектирован Уклад нашей образовательной организации.
В основе Уклада - базовые ценности. Инструментальные ценности основаны и отображают патриотическое направление воспитание. Базовые ценности: Родина, природа.
Инструментальные ценности ДОО:
• Способность проявлять эмоции, формировать чувство любви к родному краю, к Родине;
• Способность осмыслить свою национальную идентичность и гражданскую принадлежность;
• Способность нести личную ответственность и вносить посильный вклад в процветание страны, региона;
• Способность осознать необходимость бережного отношения к природе.
Все ценности отражаются в каждом элементе уклада ДОО.
Элемент уклада - Правила и нормы, существующие в ДОО:
• Личный патриотический пример педагога как обязательная педагогическая компетенция;
• Ответственность за сохранение связей поколений и передача исторической памяти о героическом военном подвиге;
• Проявление уважения к обычаям и традициям граждан различных национальностей и народностей России, учитывая их культурные особенности, способствовать сохранению самобытности.
Элемент уклада - Традиции и ритуалы, существующие в ДОО:
• Поднятие государственного флага.
• Исполнение государственного гимна.
• Празднование государственных праздников, праздников коренных народов ХМАО-Югры и событий ДОО
• Участие в акциях, посвященных памяти героев, поддержке ветеранов, подвигу служения в мирное время.
• Участие в экологических акциях
• Поздравление ветеранов педагогического труда с профессиональным и государственными праздниками
• Летопись детского сада.
Элемент уклада - Система отношений в общностях:
• Обеспечивает высокоэффективное сотрудничество, носит общественную направленность и личную заинтересованность.
• Культура принятия, уважительное отношение к представителям разных культур.
• Корпоративная культура.
• Детская общность является полноценным участником образовательных отношений.
Элемент уклада - Характер воспитательных процессов в ДОО
• Целостность и системность воспитательного процесса, деятельностная инициативность и сотрудничество
• Обеспечивает преемственность с историко-краеведческим музеем «Отражение», библиотекой гп. Талинка.
• Побуждает следовать примеру национальных героев.
• Формирует чувство гордости за национальную принадлежность.
• Пропагандирует отечественные достижения.
• Мотивирует на выбор героических профессий.
• Сплачивает в проектной деятельности.
Элемент уклад - Предметно пространственная среда
• Стенды с государственной символикой России.
• Патриотические и краеведческие центры в группах.
• Мини-музеи в группах.
• Эко тропа на уличной территории детского сада.
Центры активности, наличие различных пространств для обеспечения вариативности игровых действий детей: подборка иллюстраций, книг, открыток, игрушек и т. д.
Основа уклада ДОО – единые ценности и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений. Уклад – это общественный договор, и мы с родителями должны договорится и действовать в одном направлении. Поэтому, в начале учебного года, по решению заседании методического объединения педагогов ДОО, на родительских собраниях воспитатели познакомили родителей с Укладом ДОО, вручили памятку «Уклад ДОО», разместили в информацию в приемной и на сайте ДОО.
В родительских чатах воспитатели размещают информацию об интересных событиях дня для того, чтобы они могли поговорить с ребенком об этих событиях; сохраняли чувство сопричастности к его жизни, осведомленности о ней, эмоциональной связи с ребенком, могли при желании продолжить работу над той или иной темой в семье.