Татьяна Чернощекова
«Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение идеального игрового пространства – это атрибуты, которые должны вдохновлять ребят на творческие забавы, сама обстановка обязана способствовать желанию малышей придумывать сюжеты для своих забав.
Мы должны постоянно, систематически, последовательно привлекать ребят к ролевым забавам, а не только от случая к случаю, формировать стойкую любовь малышей к сюжетно поставленным творческим мероприятиям, использовать всевозможные разнообразные методы, приемы для обогащения опыта детей, поддержания длительного интереса ребят к процессу усложнения сюжета, мотивации к самостоятельной деятельности.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Работа воспитателя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Но, чтобы роль активного воспитателя в любой сюжетно-ролевой детской игре не свелась к диктаторству, важно знать только одну вещь:
- педагог должен быть полноправным участником процесса, партнером, а не наставником. Это короткое предложение отражает всю суть вопроса. Будьте тоже ребенком, но фантазирующим, активным, предлагающим новые идеи, дружелюбным, веселым. Бояться потерять авторитет глупо, доверие – вот, что самое ценное в нашей работе. Моменты общего веселья, вдохновения надолго остаются в памяти.
Понять, какая, в общем, роль воспитателя-дошкольника в простой сюжетной игре, мне помогли собственные наблюдения, анализ ошибок, опыт других педагогов, методическая литература.
А что вы думаете о том, какая, собственно, роль грамотного воспитателя в классической ролевой интересной игре?
Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра способствует всестороннему развитию личности ребенка.
А. П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее точно активизируется их общественная жизнь.
В младшей группе у нас было 26 детей, из них 10 мальчиков и 16 девочек. В процессе наблюдения за играми детей я отметила, что между детьми часто возникали ссоры из – за игрушек, дети не могли самостоятельно распределять роли, не берегли игрушки, атрибуты, не доводили игру до конца.
В разговоре с родителями советовала, чтобы при покупке игрушек, они учитывали возраст детей, предназначение игрушки.
Анализ игровой деятельности позволил мне составить план углубленной работы с детьми.
Я определила следующие задачи:
- научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения;
- развивать у детей умения придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий «лечить, готовить обед, накрывать на стол»;
- поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли.
Тема игры в течении трех лет стала темой моих планов по самообразованию. Свою работу я начала с того, что определили сюжетно ролевые игры для наших детей. Выбрала следующие игры : «Парикмахерская», «Больница», «День рождение куклы», «Поезд», «Семья».
Провела родительское собрание со следующей повесткой дня: «Игра в жизни вашего ребенка». На этом собрании определились, кто какую помощь окажет в изготовлении атрибутов. Родителям были даны рекомендации, организовать и устроить дома игровой уголок, как поощрять добрые чувства детей. Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях, я вносила картины из серии «Кем быть», «В парикмахерской», «В больнице», и другие. Для того, чтобы дети уверенно чувствовали себя в играх, первую роль на себя брали мы – взрослые. Позже стали предлагать детям: «Кто хочет быть парикмахером? врачом? машинистом? мамой, папой, детьми… Так как желающих брать на себя роль стало больше, я предложила детям выбрать двух мастеров парикмахеров (женского и мужского). А для того, чтобы длительное время поддерживать интерес к игре «парикмахер», работал не только со своими сверстниками, но и с куклами. Для этого объединили игры в «Семью» и «Парикмахерскую». Интерес к этой игре поддерживался красивыми бантиками на резиночке для кукол, заколками, лентами. Мужской зал пополнился пластмассовыми ножницами. В беседе с детьми выяснила, что маленькие дети боятся парикмахерской. Чтобы они не плакали, мамы отвлекают их. Вот и я предложила своим девочкам «клиентам» принести погремушку или другую игрушку. Материалы постоянно обновлялись, менялись для того, чтобы не пропадал интерес детей к игре. С большой радостью брала на себя роль «парикмахера» Даша Шемякина, причесывая «клиента» она спрашивала: «Вам не больно?» - старалась развлечь маленького ребенка погремушкой. Все дети пробовали себя в этой роли. По такому же принципу были поставлены игры в «больницу», «день рождения куклы».
В конце младшей группы наши дети уже научились играть небольшими группами. В игре они были особенно дружны и доброжелательны друг к другу. Хотя вне игры это не всегда наблюдалось. Самостоятельно подбирали атрибуты для роли.
В средней группе задачи по игре усложнились. Я взяла следующие задачи: поощрять и развивать инициативу детей в выборе игры, развивать ее замысел, развивать и поддерживать с положительным содержанием. Я провела игру «Поездка к кукле на день рождения».
Постоянно проводила консультации и беседы с родителями с целью помочь им организовать полноценную жизнь ребенка в игре. Советовала при посещении магазина, парикмахерской, детской консультации обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда. Особую тревогу вызывала группа детей : Артем Нелюба, Богдан Даудов, Лилиана Гнидец, они были неорганизованны, драчливы, все оборачивали только для себя. При беседе с родителями выяснилось, что они являются единственными детьми, где все им позволено, разрешено. Советовала родителям этих детей пересмотреть свое отношение к детям, по возможности повысить к ним требования, давать определенные посильные задачи (убирать уголок). Выяснилось, что у них избыточное количество нужных и ненужных игрушек в уголке, с которыми ребенку уже неинтересно играть, попросила подарить некоторые детям, чтобы доставить радость и чтобы ребенок понял, что доставляя радость другим, он может испытать истинное наслаждение. Дети стали приносить в группу игрушки: Даша Дениско, Степан Гвоздиков, Ира Порхунова и другие стали делиться ими. Я заметила, что наши дети изменились в характере поведения. Дети стали более организованными, стали считаться с интересами своих товарищей, помогать друг другу.
Таким образом, проделанная работа позволяет сделать вывод, что при целенаправленной организации работы и при тесном контакте с родителями можно добиться положительных сдвигов в поведении детей через игру.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимно.