Галина Шестакова
Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания. Дидактические игры провожу с детьми как коллективно, так и индивидуально, постепенно усложняя. Организую их в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействуют всестороннему развитию. В процессе игр у детей формируются знания об окружающем мире, познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколога – целесообразное поведение в природе.
Публикация «Из опыта работы, „Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В процессе экологического образования дошкольников использую следующие виды дидактических игр: Игры с предметами; Настольно- печатные; Словесные.
Игры с предметами В таких играх использую как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Игры с природным материалом (шишки, семена, лисья и т. д.). Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой. Предметные игры использую с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие умения классифицировать предметы (фрукты – овощи).
«Кто где живёт»
Цель: закрепление знания о месте обитания животных (лес, подворье)
«От какого дерева шишка?»
Цель: закрепление умения соотносить вид дерева и плод (ель, сосна, дуб).
«Найди, что назову»
Цель: Формировать умение находить предметы по слову-названию.
Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры использую в работе с небольшой подгруппой детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы и т. д.
«Лото»
«Подбери пару»
Цель: закрепление умения находить одинаковые по внешнему виду животных, называть их
«Кто лишний»
«Вершки – корешки»
Цель: формирование умения составлять целое из частей.
«Детки, найдите свои ветки»
Цель: упражнять в умении подбирать к каждому дереву соответствующий плод.
«Кто чем питается?»
Цель: Закрепление знания у детей, чем питаются птицы и звери. Развитие познавательного интереса.
«Кто где живёт»
Цель: Закрепление знания о животных и местах их обитания
«Помоги найти маму»
«Найди мою тень»
Цель: Упражнять в умении соотносить силуэт и изображение животного
Словесные игры Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы. Словесные игры провожу с целью закрепления, обобщения, имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности, хорошо развивают речь детей. Игры не требует специальных условий, провожу как в помещении, так и на прогулке.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель. Закреплять знания детей о животных, умение подражать их голосам.
Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: "Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?" Дети отвечают: "Му-му-му!", "Бе-е-е", "Мяу-мяу!" и т. д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
«Когда это бывает?»
- Идет снег … (зимой)
- Радуга на небе … (летом)
- Желтые и красные листья на деревьях (осенью)
- Скворец несет веточку в скворечник … (весной)
- Птичка несет в клюве червяка … (летом)
«Что бывает круглым в природе?»
(солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.)
«Что бывает в природе желтым?»
(одуванчик, лимон, груша, яблоко, бабочка-лимонница
«Назови, одним словом»
Тигр, крокодил, собака … хищники.
Собака, кошка, корова … домашние животные.
Фикус, бегония, кактус … комнатные растения.
Земля, вода, воздух … неживая природа.
«Что это такое? Кто это такое?»
Правило: взрослый называет растение или животное, ребенок – общую группу, к которой они относятся.
Воробей … птица
Олень … зверь
Елка … дерево
Яблоко …фрукт