Индира Ержанова
Занятие по речевому развитию «Звук [Ж]. Буква Ж» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
О. Познакомить с буквой ж и со звуком [ж]; автоматизировать правильное произнесение звука [ж]. Продолжать учить детей находить звук [ж] в словах, определять звук [ж] на слух. Продолжать учить осуществлять звуковой анализ слова. Продолжать учить выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (твердые согласные, гласные, ударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины.
Р. Развивать у детей произвольное внимание, память.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Звук [Ж], Буква Ж“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
В. Воспитывать интерес к овладению грамотой, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Заучивание Физминутки «Жучок», Динамической паузы «Жук», пальчиковой гимнастики «Дружные пальчики».
Демонстрационный материал:
Картина жука + буква Ж; картинки с артикуляциями гласных звуков; картинки с животными на звук [ж].
Раздаточный материал: карточки – схемы для звукового анализа; звуковые фишки; карточка с заданиями от автора.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята сегодня у нас занятие «Развитие речи и Грамота». К нам пришли гости, поздоровайтесь.
Тему нашего занятия узнаете позднее.
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Какой весенний месяц сейчас идёт?
- На основе своих наблюдений, скажите, какие изменения произошли в природе?
- Скажите, какие насекомые уже проснулись?
- А, сейчас, отгадайте загадку, и вы узнаете с каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомимся:
Шесть ног без копыт,
лежит жужжит
упадет в землю ползёт. (Ответы детей)
Воспитатель: - Да ребята – это жук.
Посмотрите, вот он какой
А зовут его жужжа.
Динамическое упражнение «Жук»
В группу к нам жук влетел
Зажужжал и запел ж-ж-ж
Вот направо полетел,
Вот налево полетел,
Жук на нос хочет сесть
Не дадим ему присесть
Жук наш приземлился
Зажужжал и закружился
Ж-Ж-Ж
Как выдумаете, какой любимый звук издает жук? (Ответы детей)
Ну, конечно звук [ж]. Значит, сегодня, мы с вами будем говорить всё о звуке [ж].
(Дети садятся на свои места)
А сейчас я дам характеристику звуку [ж] :
Звук [ж] – согласный, т. е. преграда (зубы и язычок)
Ребята приложите руку к шее и скажите без шума в один голос ж-ж-ж.
Что делает голос?
Ответы детей : Дрожит.
Значит звук [ж] – звонкий, всегда твердый.
Гласные звуки любят ходить в гости к согласным звукам
А сегодня они решили сходить в гости к звуку [ж].
Скажите сколько гласных звуков в русском языке? (Ответы детей)
Посмотрите на картинки и догадайтесь, кто какой гласный звук произносит, назовите и со звуком [ж] подружите.
(Дети работают с демонстрационным материалом)
(Артикуляция звуков)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, Жук Жужжа очень рад, и предлагает повторить вам шутки – чистоговорки:
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Жу-жу-жу – я вчера поймал пчелу
Жи-жи-жи – сказки книжки хороши
Жа-жу-жи – что это? (Ответы детей)
А что такое слоги? (Ответы детей)
Это часть слова.
Следующая игра называется «Часть слова». (Демонстрационные картинки)
Я буду называть первый слог, значит половинку слова, а вы ребята должны будете найти по картинке подсказке недостающую часть слова и проговорить, а так же внести картинку в кружочек и определить местоположение звука [ж].
Например: В моем названии есть слог мед (кто я) (вежонок). В моем названии последний слог у (жи, же (ребенок, жи (раф, вер (блюженок).
Посмотрите, как радуется жук.
Он очень рад нашим успехам.
А, сейчас физминутка «Жучок»
Этот маленький жучок
По земле гуляет,
(Перебираем пальцами по ступням)
Листик сладенький найдет
И его кусает
(Щипаем ступни)
Чтоб еще листочек съесть,
Хочет он повыше влезть
(Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей)
Этот маленький жучок
По траве гуляет
(Перебираем пальцами по коленям)
Этот маленький жучок
По кустам гуляет….
(Перебираем пальцами по животу)
Этот маленький жучок
Выше залезает,
(Перебираем пальцами по груди)
Вот он ямочку нашел,
(Жучок заползает» в ямочку на плече у шеи)
Лег и отдыхает
(Пальчики сжимаем в кулаки)
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать
Практическая часть
Звуковой анализ слова «Жужжа»
Воспитатель: - Сколько звуков в слове «Жужжа» (Ответы детей)
(Звуковой анализ проводят у доски пять детей по очереди. Выделяя каждый звук голосом, дают характеристику каждому звуку. Определяют ударный гласный звук. Делят слова на слоги и в конце называют слова в которых встречается звук [ж])
Мы ребята, выполнили очень много заданий на звук [ж], а сейчас посмотрите на любимую букву жука :
Эта буква широка и
Похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук (Показ буквы)
(Дети выполняют задание в карточках за столом, один ребенок у доски. Пропечатывают букву ж и выполняют просьбу жука отремонтировать все буквы ж)
Во время практической части включить пальчиковую гимнастику
Дружные пальчики:
Эти пальчики щипают (большими и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют (указательный и средний «идут» по другой руке)
Эти - любят поболтать (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга шурша)
Эти – тихо подремать,
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться (крутим большим пальцем вокруг мизинца)
Итог: На этом ребята наше занятие закончилось.
- Кто прилетел к нам в группу?
- Какой звук вместе с ним произносили?
- Что вам больше запомнилось и понравилось (чем?
(Дети говорят взрослым до свидания)