Ольга Большакова
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео
▼ Скачать +Заказ
В этом учебном году в нашем районе проходил впервые Конкурс-Аукцион педагогических идей "Школа творческих открытий"
Я не могла не поучаствовать и даже заняла призовое 2 место и победила в номинации "Оригинальность представления идеи"
Тема: «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование в условиях реализации ФГОС ДО»
Публикация «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео» размещена в разделах
- Видео
- Коллекционирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 2» Волоколамского муниципального района Московской области.
Характеристика аудитории: воспитатели, старшие воспитатели, заведующие образовательных учреждений Волоколамского муниципального района.
Цель: расширение диапазона профессионального общения; применение современных педагогических технологий, способствующих эффективной реализации ФГОС ДО
Задачи: поделиться опытом работы по коллекционированию, как методу социально – личностного развития, стимулирования речевого, познавательного, художественно – эстетического, физического развития в период перехода на ФГОС ДО;
раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;
показать систему работы с детьми по разным моделям календаря, переживания длительности всех представленных промежутков времени, осознанного овладение эталонами времени, в соответствии с видами календарей старшими дошкольниками;
познакомить с помощью видеоэкскурсии на практике.
Оборудование: Коллекция календарей;
Информация для родителей и педагогов по коллекционированию;
Видеоролики «Наши коллекции»,
«Видеоэкскурсия «Даёшь, коллекцию!»
2. Презентация идеи.
Добрый день, уважаемые коллеги (идёт видеоролик «Наши коллекции»)
- Я, Большакова Ольга Николаевна, рада приветствовать вас!
Познакомившись с Положением Аукциона, захотелось принять участие. Долго думала, с чем придти?
Модернизация в дошкольном образовании дает свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста.
Педагогами используются различные варианты современных форм обучения: игры-путешествия; экспериментирование; занятия с музейными экспонатами в детском саду; коллекционирование; инсценировки; занятия-сказки; занятия-сюрпризы.
Исходя из этого, решила показать работу по коллекционированию, как форму развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению.
Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы, представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.
В Китае говорят: "Кто имеет увлечение, проживает две жизни".
Тяга к собирательству заложена в детях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камушки, ракушки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи. Нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим родителей и ребенка.
Что же лучше всего коллекционировать в детском саду?
Собирать можно все, главное предметы должны быть безопасными и нести познавательную нагрузку. Выбирать должны дети, а воспитатель способствовать этому.
Можно сначала собирать несколько разных коллекций и лишь потом, когда будет виден интерес детей к какому-либо виду больше, можно определиться с главным выбором. С чего же начать?
В нашей группе собраны разные коллекции.
В начале учебного года я рассказала детям о коллекционировании, его видах, принесла из дома в группу коллекцию кофейных турок, которые собираю сама. Дети с интересом рассматривали их, делились впечатлениями, говорили, что дома у них тоже есть различные коллекции. И я попросила родителей представить некоторые из них. Семьи живо откликнулись, помогли детям оформить свои коллекции и продемонстрировать в детском саду ребятам и взрослым. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых, оформила информационные папки о роли и пользе коллекционирования.
Так я сделала первые шаги к формированию у детей интереса к коллекционированию
Но что же нам начать собирать? Идея пришла совсем неожиданно.
Обратила внимание ребят на наличие календарей группы (календарь природы, календарь праздников, календарь дней рождения детей и взрослых, календарь настольный у воспитателя и карманный в планировании)
Предложила собирать коллекцию календарей.
На сегодняшний день календарь является нечто большим, чем просто удобный способ разделить год на определенные промежутки времени. Календарь, пожалуй, есть у каждого человека. Вся жизнь подчинена календарю и этому есть серьезное доказательство – если лишить мир календаря, то люди просто потеряются, наступит настоящий хаос.
Можно выделить несколько функций, которые призван выполнять календарь.
Во-первых, календарь отмеряет промежутки времени: месяцы, недели, дни. Во-вторых, календарь отражает различные даты: церковные, общественные, знаменательные, праздничные.
В-третьих, современный календарь выполняет еще и рекламную функцию. Зачем же нужен календарь ребёнку? Время – такое размытое понятие, такое неуловимое… Три дня, неделя, месяц – чем младше ребёнок, тем сложнее ему понять, а много это или нет? Сколько тут прогулок, сколько завтраков, сколько маминых объятий перед сном? А сколько это будет «в шоколадках»? Или в интересных историях на ночь? Календарь помогает почувствовать течение времени. И помогает учиться считать!
Мы рассматривали все принесё нные календари и календарики: вид, форма, цвет, величина; сравнивали, рассматривали в лупу карманные календарики. Выясняли пользу календарей, использовали для дидактических игр («Назови вид календаря», как материал по познавательному развитию (Д/и «Когда это бывает» (времена года, месяцы, дни недели, части суток); Д/и «Дни недели, месяцы, времена года по порядку становись»; «Четвёртый лишний» (дни недели, месяцы, времена года); Д/и «Времена года» (разложить картинки к каждому времени года); отгадывание загадок; игры с отрывным календарём (разложи дни недели по порядку, найди осенние месяцы, разложи числа по порядку); Д/и «Что неправильно?» (найди ошибку, последовательность частей суток); календари – закладки, для сюжетной игры «Почта», «Школа» и др. ; проблемные ситуации: «Как узнать, какой месяц, день недели, какое время года?»; «Какой календарь подарить?» (назначение тематических календарей); «Как создавать коллекцию?»
Чтобы привлечь внимание детей к созданию коллекции календарей, показали детям их важность, необходимость в жизни человека в нод, беседах – пятиминутках, после которых предлагалось дома с родителями найти ответы на вопросы, просмотр мультфильма «Смешарики. Коллекция», который вызвал живой отклик детей и желание принести свои коллекции и рассказать о них.
Коллекционированием нужно управлять. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. И задача нас взрослых не только увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помочь ему в этом. Поскольку польза от такого рода занятий неоспорима. Почему?
Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, т. е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу. Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Конечно, родители оказали большую помощь в создании и проведении проекта. Благодаря участию родителей, их дети испытали чувство гордости за свой «Календарь Праздников семьи», все участники Конкурса были награждены грамотами и подарками.
Так мы все вместе создали Коллекцию календарей, которые были представлены на выставке для родителей и работников ДОУ.
Этот проект создал хороший микроклимат между всеми участниками.
Экспонаты коллекции можно трогать руками и заниматься, играть с ними, рассматривать. Самостоятельная или специально организованная игровая ситуация с коллекцией приветствуется, что способствует развитию социально - коммуникативных способностей дошкольников, овладению ими средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Мы не только создаём новые экспонаты, но используем этот материал на занятиях. Таким образом, еще одним достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность (связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием)
С рождением нашей коллекции рождались и новые экспонаты коллекции. Они принимали все новые и новые формы. Примечателен экспонат, посвящённый 70-летию Победы, о котором вы могли узнать из районной газеты «Волоколамский край».
Экспонаты коллекций не прекращают своей жизни после демонстрации.
Они служат:
-подарками родным и близким (рисунки - календарики);
-подарки малышам ДОУ (Крошки-календари погоды);
-подарки участникам Аукциона (календари – закладки);
-экспонатами тематических выставок в ДОУ.
Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно познавательным, доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста. Поэтому именно коллекционирование стало объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением.
Приглашаю вас, коллеги, на видеоэкскурсию по нашей коллекции
«Даёшь, календарь!»
Просмотр видеоэкскурсии
3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов.
То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями : ни материальной, ни общественной ценности они, конечно, не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Но не следует забывать, что наша задача, задача взрослых – помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям. Иначе интерес может легко угаснуть. Такой уж это возраст… Спасибо за внимание!
СПАСИБО за оказание методической поддержки Тагановой О. Н.
Предлагаю видеоролики, которые готовила к Конкурсу