Татьяна Базова
Модель организации физического развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Возможностям применения моделей в различных областях науки и практики посвящено большое количество исследований.
С помощью метода педагогического моделирования обеспечивается упорядочение диалектической зависимости между элементами и подсистемами изучаемой системы, выявление её сущностных признаков.
Ведущая идея разрабатываемой нами концепции педагогического управления физическим развитием детей старшего дошкольного возраста предусматривает 1) ориентацию образовательного процесса ДОУ на формирование здоровьесберегающей среды жизнедеятельности ребёнка; 2) интеграцию педагогических воздействий участников образовательного процесса на формирование у детей положительной мотивации к здоровому образу жизни и активной двигательной деятельности; 3) воспитание здорового ребёнка, владеющего жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, обладающего элементарными базовыми компетенциями в области здорового образа жизни и физической культуры личности.
Публикация «Модель организации физического развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Концептуальная модель педагогического управления физкультурным образованием имеет структурно функциональную организацию и морфологически представлена пятью компонентами: целеполагающим, структурным, содержательным, организационно-исполнительным и аналитико-результативным. Все компоненты проектируемой модели представлены нами в следующей динамике: целевая установка, отражающая социальный заказ, сформированный в рамках действующих государственных нормативно-правовых документов (законов, требований, приказов, программ и т. п., которая реализуется в результат через методологические подходы; принципы и функции авторской концепции педагогического управления и её дидактические элементы (содержание, методы, организационные фор мы, условия).
Рассмотрим подробнее структурный и содержательный компоненты модели педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста, принимая во внимание системообразующее положение этих компонентов.
Структурный компонент модели представлен четырьмя базовыми на правлениями физкультурного образования старших дошкольников, обеспечивающими
– гармоничное физическое развитие и разностороннюю физическую подготовленность;
– формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;
– укрепление здоровья и закаливание;
– освоение системы элементарных знаний в области физической культуры и здорового образа жизни.
Структурный компонент модели отражает планово-аналитическую функцию концепции педагогического управления физкультурным образованием в области определения основных направлений деятельности участников образовательного процесса.
В современных условиях структурного многообразия направлений воспитания и обучения дошкольников (художественно-эстетическое, математическое, экологическое, экономическое, трудовое, духовное и др., чтобы добиться конкретных и обоснованных результатов, следует чётко обозначить образовательные приоритеты и обеспечить создание такой объективной ситуации, при которой возможно максимальное развитие личности ребёнка и реализация творческих возможностей персонала ДОУ.
Содержательный компонент является интегрирующим звеном концептуальной модели, поскольку через его реализацию осуществляется процесс и достигается результат педагогического управления физическим развитием старших дошкольников.
В соответствии с принципом целеполагания, избрав определённую теоретико-методологическую стратегию построения концепции педагогического управления физкультурным образованием, проектируя содержа тельный компонент концептуальной модели, мы выделили следующие её блоки: организацио-ннометодический, физкультурно-развивающий, опытно-прикладной, здоровье-ориентированный; и функции: мотивационно-целевую, планово-аналитическую, организационно-исполнительскую, функции межличностного взаимодействия, здоровьесбережения и контрольно-регулятивную.
При этом мы учитывали понимание сущности категорий «физическое развитие детей старшего дошкольного возраста», «педагогическое управление физкультурным образованием детей старшего до школьного возраста»; социальный заказ общества и родителей на воспитание здорового, физически развитого ребёнка; возрастные особенности старших дошкольников и особенности осуществления образовательного процесса в ДОУ; ФГОС ДО; возможности интеграции усилий ДОУ и семьи в физкультурном образовании детей.