Елена Кузнецова
Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
«Рисунок придаёт вещам форму,
Краска- жизнь.
Она божественное дыхание,
Которое всё оживляет».
Денни Дидро
Развитие творческого потенциала детей складывается в результате систематических занятий, подгрупповой и индивидуальной работы, а следовательно интеграции деятельности воспитателя и педагога по изобразительной деятельности по специально разработанному перспективному плану.
Публикация «Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нём главное. Процесс становления творчества ведётся постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребёнка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы, входящие в планирование, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что даёт возможность ребёнку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто -то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными средствами — никто тебя не осудит!
Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию творческих способностей дошкольников посредством взаимодействия специалистов, то есть в ходе непрерывной систематической работы, приводит к раскрепощению ребёнка.
Новый подход к развитию творческого потенциала состоит в использовании нетрадиционных методик рисования, которые ребёнок использует не только во время непосредственно- образовательной деятельности, но и в свободной. Он уже не боится, что у него что- то не получится,- немного нетрадиционной техники (доступной ребёнку, и пятно на листе превращается в кошечку, дуб- великан, морское чудовище…
Художественный образ, полученный в результате нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребёнок остаётся довольным результатом, следовательно, вовлекается в собственное творчество.
Научная база опыта основана на исследованиях, посвящённых проблеме целенаправленного и активного взаимодействия на развитие творческих способностей. В своё время ею занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (лепка, ряд исследователей во главе с Н. А. Ветлугиной (Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева- в области рисунка, А. В. Бакушинский, Д Б. Богоявленская, А. А. Венгер. Авторами исследовались детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.
Авторы многих трудов придавали большое развитие художественно- творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности и интеграцию их с другими видами деятельности в рамках взаимодействия специалистов ДОУ.
Цель педагогического опыта- развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия воспитателя и педагога по изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
Для проведения этой работы были определены следующие задачи:
-проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;
-разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами;
-разработка рабочих программ с учётом интегрированных занятий и деятельности детей в свободное время;
-апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил нам эффективно разнообразить художественно-творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.
Работу в данном направлении строили на основе следующих принципов, направленных на личностно- ориентированный подход к обучению и воспитанию :
1. Принцип развивающего взаимодействия педагогов.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип развивающего обучения, который заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначных решений. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулирует к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства, который предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержки его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнёра.
5. Принцип дифференциации, учёта индивидуальности, так как художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности и даёт возможность для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов ИЗО деятельности.
Принципы обучения детей ИЗО деятельности :
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
Для успешного решения поставленной в опыте работы проблемы необходимо соблюдения педагогических условий, которые заключаются в следующем:
1. Создании художественно-эстетической среды в группе;
2. Подготовке педагогических кадров, готовых к взаимодействию с целью эффективного развития детского художественного творчества;
3. Построении педагогического процесса на принципах «Интегративной педагогики» как прогрессивного направления в отечественной педагогике 21-го века.
Взаимодействие педагогов в рамках творческого развития детей продолжалось в течении учебного года и позволило решить следующие задачи:
- Развить наблюдательность,
- Сформировать способность живо откликаться на события окружающей действительности,
- Развить умение видеть красоту быта,
- Привить навыки и умения работы в различных ИЗО техниках
- Получить эстетическое удовольствие, создавая в рисунке выразительные образы, и как следствие
- почувствовать мотивированную потребность в творчестве.
Результативность опыта.
Подводя итоги по развитию творческого потенциала дошкольников посредством взаимодействия педагогов ДОУ и использование нетрадиционных методик, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты:
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе ИЗО деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.
- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
- Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета композиции.
- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
-Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
Анализируя результаты работы, можно сделать следующий вывод, что эмоции, вызванные ИЗО искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.
Библиографический список:
1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной — М. : «Лист», 1999.
2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль. : Академия Холдинг., 2001
3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М. : Просвещение, 1981
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,2. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 80с.
6. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. /Под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Гурович Л. М. - СПб. : Детство-Пресс, 2000
7. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству : Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. - СПб. : «Детство-Пресс», 2004.
8. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3,4. - СПб. : Детство-Пресс, 2007.
9. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2004.
10. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
11. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000.
12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду — М. : Педагогика, 1990 48с.
13. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М. : Педагогика, 1998.
14. Рисование с детьмидошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под ред. Казаковой Р. Г. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
15. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырёх-семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002.
16. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: 17. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 304с.
18. Утробина К. К., Утробина Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми трё х-семи лет: Рисуем и познаём окружающий мир. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.