Получи документы

Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО

Елена Кузнецова
Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы

«Рисунок придаёт вещам форму,

Краска- жизнь.

Она божественное дыхание,

Которое всё оживляет».

Денни Дидро

Развитие творческого потенциала детей складывается в результате систематических занятий, подгрупповой и индивидуальной работы, а следовательно интеграции деятельности воспитателя и педагога по изобразительной деятельности по специально разработанному перспективному плану.

Публикация «Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО» размещена в разделах

Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нём главное. Процесс становления творчества ведётся постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребёнка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы, входящие в планирование, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что даёт возможность ребёнку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто -то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными средствами — никто тебя не осудит!

Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию творческих способностей дошкольников посредством взаимодействия специалистов, то есть в ходе непрерывной систематической работы, приводит к раскрепощению ребёнка.

Новый подход к развитию творческого потенциала состоит в использовании нетрадиционных методик рисования, которые ребёнок использует не только во время непосредственно- образовательной деятельности, но и в свободной. Он уже не боится, что у него что- то не получится,- немного нетрадиционной техники (доступной ребёнку, и пятно на листе превращается в кошечку, дуб- великан, морское чудовище…

Художественный образ, полученный в результате нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребёнок остаётся довольным результатом, следовательно, вовлекается в собственное творчество.

Научная база опыта основана на исследованиях, посвящённых проблеме целенаправленного и активного взаимодействия на развитие творческих способностей. В своё время ею занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (лепка, ряд исследователей во главе с Н. А. Ветлугиной (Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева- в области рисунка, А. В. Бакушинский, Д Б. Богоявленская, А. А. Венгер. Авторами исследовались детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.

Авторы многих трудов придавали большое развитие художественно- творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности и интеграцию их с другими видами деятельности в рамках взаимодействия специалистов ДОУ.

Цель педагогического опыта- развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия воспитателя и педагога по изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Для проведения этой работы были определены следующие задачи:

-проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;

-разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами;

-разработка рабочих программ с учётом интегрированных занятий и деятельности детей в свободное время;

-апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил нам эффективно разнообразить художественно-творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

Работу в данном направлении строили на основе следующих принципов, направленных на личностно- ориентированный подход к обучению и воспитанию :

1. Принцип развивающего взаимодействия педагогов.

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип развивающего обучения, который заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначных решений. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулирует к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства, который предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержки его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнёра.

5. Принцип дифференциации, учёта индивидуальности, так как художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности и даёт возможность для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов ИЗО деятельности.

Принципы обучения детей ИЗО деятельности :

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

Для успешного решения поставленной в опыте работы проблемы необходимо соблюдения педагогических условий, которые заключаются в следующем:

1. Создании художественно-эстетической среды в группе;

2. Подготовке педагогических кадров, готовых к взаимодействию с целью эффективного развития детского художественного творчества;

3. Построении педагогического процесса на принципах «Интегративной педагогики» как прогрессивного направления в отечественной педагогике 21-го века.

Взаимодействие педагогов в рамках творческого развития детей продолжалось в течении учебного года и позволило решить следующие задачи:

- Развить наблюдательность,

- Сформировать способность живо откликаться на события окружающей действительности,

- Развить умение видеть красоту быта,

- Привить навыки и умения работы в различных ИЗО техниках

- Получить эстетическое удовольствие, создавая в рисунке выразительные образы, и как следствие

- почувствовать мотивированную потребность в творчестве.

Результативность опыта.

Подводя итоги по развитию творческого потенциала дошкольников посредством взаимодействия педагогов ДОУ и использование нетрадиционных методик, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты:

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе ИЗО деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.

- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

- Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета композиции.

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

-Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Анализируя результаты работы, можно сделать следующий вывод, что эмоции, вызванные ИЗО искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.

Библиографический список:

1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной — М. : «Лист», 1999.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль. : Академия Холдинг., 2001

3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М. : Просвещение, 1981

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.

5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,2. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 80с.

6. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. /Под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Гурович Л. М. - СПб. : Детство-Пресс, 2000

7. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству : Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. - СПб. : «Детство-Пресс», 2004.

8. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3,4. - СПб. : Детство-Пресс, 2007.

9. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2004.

10. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.

11. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000.

12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду — М. : Педагогика, 1990 48с.

13. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М. : Педагогика, 1998.

14. Рисование с детьмидошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под ред. Казаковой Р. Г. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

15. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырёх-семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002.

16. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: 17. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 304с.

18. Утробина К. К., Утробина Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми трё х-семи лет: Рисуем и познаём окружающий мир. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Публикации по теме:

Конкурс «Воспитатель года» как средство развития творческого потенциала педагога На сегодняшний день социальным заказом современного общества востребован педагог, как личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное.

«Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования».«Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования». Художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной.

Развитие творческого потенциала дошкольников через использование нетрадиционных техник в процессе ручного труда с 3 до 7 лет Выполнила: ст. воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» Маралова Людмила Владимировна 1. Цели и задачи Цель: Развитие художественных способностей.

Развитие творческого потенциала дошкольников через применение нетрадиционной техники-пластилинографии Маленькие дети – большие творцы! Неутомимо они трудятся, чтобы создать свою собственную волшебную страну, где происходят настоящие чудеса.

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста (фотоотчёт)Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста (фотоотчёт) 1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные.

Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики»Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А. Сухомлинский) Актуальность В современном российском.

Развитие творческого потенциала личности ребенка через приобщение к искусству оригами «Вот, вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы И поклевали то; Иное упало на места каменистые, где.

Развитие творческого потенциала личности воспитателя Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир.

Развитие у детей творческого потенциала методами инновационной технологии ТРИЗ Ищенко Т. В., воспитатель КГКП д/с «Акбота» г. Караганда Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, творческие, оригинально.

Взаимодействие с семьей в развитии творческого потенциала заикающихся дошкольников Формирование и развитие личности, которое происходит в течение всей жизни человека, тесно связано с успешным овладением культурой речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО
Опубликовано: 3 февраля 2017 в 18:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого потенциала детей через взаимодействие воспитателя и педагога по ИЗО» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузнецова (УИ 390699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД