Нэлли Саванина
Развитие творческого потенциала личности ребенка через приобщение к искусству оригами
▼ Скачать + Заказать документы
«Вот, вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы
И поклевали то;
Иное упало на места каменистые, где немного было земли,
И скоро взошло, потому что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня,
Засохло;
Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило
Его;
Иное упало на добрую землю и принесло плод…» (Мф. 13)
Публикация «Развитие творческого потенциала личности ребенка через приобщение к искусству оригами» размещена в разделах
Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, кажется он был обыкновенным парикмахером, который, попав на небо, вдруг узнаёт, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлён, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначено человеку, а не от его реальных талантов. Но это в книге Марка Твена, а в жизни совсем иначе. В некоторых регионах у нас до 80% неспособных детей, обиженных не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали в терние…
Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному и положительному воздействию на внутренний мир ребёнка, развитию его способностей. В нём содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый оригинальный продукт – модель, игрушку, рисунок, сказку и т. п. И, несомненно, эта деятельность приносит радость.
Достоинств оригами в развитии творческого потенциала у детей довольно много. Оно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Занятия оригами помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, одновременно воспитывая у них трудолюбие, аккуратность и точность в работе, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность. Параллельно с этим происходит сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной предмета. Одним из главных достоинств оригами является то, что оно развивает способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, происходит тренировка глазомера. Кроме этого, оригами прекрасно стимулирует память, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания, сравнить и найти отличия между двумя и более объектами, восстановить по памяти ранее увиденное (схему, чертёж, модель). Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного и логического мышления – активизируется вся мыслительная деятельность ребёнка. Переход на тему
В целях создания устойчивого интереса к занятиям оригами мною была разработана и адаптирована образовательная программа по кружковой работе «Волшебная бумага» для детей 5-6 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Реализация программы на первой ступени обучения призвана научить детей складыванию различных фигурок из бумаги, используя элементарные схемы. В последующий год обучения воспитанники осваивают более сложные операции. Вырабатывается умение читать чертежи и схемы, самостоятельно выполнять поделки по схемам. Обучение оригами начинается с освоения приёмов складывания, условных знаков и обозначений, а затем научиться применять их в различных комбинациях, уметь применить базовые формы.
Первое занятие посвящаю свободным действиям с бумагой, даю возможность детям познакомиться с её свойствами, затем постепенно ввожу понятия и термины необходимые для складывания фигурок. Поэтому всегда соблюдаю принципы обучения: от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности развития детей. Обучающиеся, как правило, не могут освоить одинаково хорошо все приёмы складывания, делают много ошибок, даже в самом начале складывания фигурки. Дети однозначно прерывают неудавшееся складывание, а затем начинают всё сначала. И моя задача, внимательно отнестись к тому, что же всё-таки получилось у ребёнка, рассмотреть его творческий продукт и предложить варианты его завершения. Это воспитывает в детях внимательное отношение к ошибке, понимание её закономерного появления и стремление к устранению или художественному использованию.
В целях мотивации детей к занятиям оригами, сохранения интереса на протяжении всего учебного года к искусству складывания использую игровые формы занятий:
• Копирование детьми действий педагога;
• Показ педагогом нескольких этапов складывания фигурки, повтор детьми по памяти увиденных действий;
• Выполнение заданий педагога по складыванию всей фигурки по памяти;
• Складывание фигурки по готовой фигурке (с разрешением её развернуть)
Цель моих занятий – это не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей ряда способностей и навыков. На промежуточном этапе складывания той или иной фигурки, даю возможность увидеть ассоциации какого-либо реального образа. Дети охотно ищут и находят такие образные сравнения. Сложили фигурку гнома. Спрашиваю - из какой сказки он пришёл. Предлагаю придумать сюжет сказки – встреча гнома с лесными друзьями. Когда дети уже владеют основными навыками работы со схемами, предлагаю игру «Схемы перепутались». Даю задание: расположить схемы в правильном порядке. Иногда использую игру «Молчанка». Вывешиваю на доску серию последовательных схем, по которым ребята сами, без моих комментариев складывают фигурку. Одним из важнейших моментов в творческой работе детей, я считаю дать возможность самим открыть новый технологический приём, новое использование модуля. Можно предложить детям такие задания:
• Сделай плоское изделие объёмным и наоборот;
• Измени размер;
• Поменяй расположение деталей;
• Измени форму;
• Соедини в одной работе разные технологии (оригами и торцевание, аппликацию, модульное и классическое оригами и т. д.)
Таким образом, постоянное и систематическое выполнение заданий различной степени сложности способствует повышению уровня творческой активности, что позволяет развивать художественное видение и творческую одарённость каждого ребёнка.
Используемая литература:
1. Выгорнов В. В. – Мир оригами. - М., 2001.
2. Комарова С. Т. – Дети в мире творчества. – М. : Мнемозина, 1995.
3. Сержантова Т. Б. – Оригами для всей семьи. М. : Айрис-пресс, 2003.
4. Тарабарина Т. К. – Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль, 1996.
5. Юркевич В. С. – Одарённый ребёнок иллюзии и реальность. – Москва,1996.