Папки-передвижки

Развитие творческого потенциала дошкольников через использование нетрадиционных техник в процессе ручного труда с 3 до 7 лет

Людмила Маралова
Развитие творческого потенциала дошкольников через использование нетрадиционных техник в процессе ручного труда с 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила:

ст. воспитатель МБДОУ д/с «Радуга»

Маралова Людмила Владимировна

1. Цели и задачи

Цель: Развитие художественных способностей детей и детского творчества.

Основные задачи:

• Формировать у детей прочные навыки и умения действий с разными материалами для детского творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой

Публикация «Развитие творческого потенциала дошкольников через использование нетрадиционных техник в процессе ручного труда с 3 до 7 лет» размещена в разделах

• Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками

• Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало

• Развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности

• Развивать фантазию, воображение

• Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение

• Развивать мелкую моторику рук, глазомер

• Создать физически и психологически комфортные, безопасные условия для обеспечения образовательно-развивающего процесса

• Активизировать деятельность педагогов по разработке и внедрению программ нетрадиционных техник продуктивной деятельности детей в образовательно-развивающем процессе детского сада

• Формировать позитивное отношение родительской общественности к детскому саду

2. Актуальность

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование, ручной труд).

С открытием детского сада мы сразу столкнулись с проблемой «засиделости детей дома с супер любящими или супер занятыми родителями». К нам в детский сад пришли в основном неорганизованные дети – из дома. У детей 4-5 лет практически полностью отсутствовали навыки самообслуживания и продуктивной деятельности. Дети не умели правильно держать ложку, ножницы и т. д. Было замечено, что некоторые дети с неохотой берутся за краски и карандаши. Задания творческого характера ставили детей в тупик. А ведь этим детям через 3 года нужно было идти в школу.

Поэтому мы с удовольствием включились в работу по теме: «Развитие творческого потенциала дошкольников через использование нетрадиционных техник в процессе ручного труда».

Творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения.

Наша задача - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

3. Результат.

Педагогами ДОУ были разработаны программы групповых (подгрупповых) занятий для полноценного художественно-творческого развития детей, опираясь на психолого возрастные особенности воспитанников.

Название программы Возраст детей

«Лепка из солёного теста» для детей 3-4 лет

«Акварелька» для детей 4-5 лет

«Маленькие волшебники» для детей 4-5 лет

«Волшебный квадрат» для детей 5-6 лет

«Умелые ручки» для детей 6-7 лет

Планомерная, систематичная и последовательная организация занятий по художественно-эстетическому развитию принесла ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а так же положительной динамики результатов диагностики по всем показателям художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

В результате четырёхлетнего поиска и апробации разнообразных занятий по художественно-творческому направлению в нашем дошкольном учреждении сложился оптимальный подход к этому виду деятельности. Мы рассматриваем ручной труд как взаимодействие разных видов продуктивной деятельности дошкольников. В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, сувенир, подарок маме).

Единство педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития творческого потенциала детей.

Компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение.

Активность ребёнка в процессе ручного труда носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.

Показателем самостоятельности в художественно-творческой деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа.

Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания продукта своего творчества, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к поделке.

Весь процесс творческого художественного труда сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла.

В процессе работы нами выделены и апробированы условия успешной организации творческих занятий по художественно-эстетическому развитию. Это:

• богато насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда;

• свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними;

• создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях;

• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, участия в конкурсах различного уровня, организации выставок;

• живой интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.

Занятия наших воспитанников носят вариативный характер. Это специальные коллективные занятия со всей группой, или подгруппой по интересам и уровню подготовки детей, самостоятельная деятельность детей по изготовлению поделок. Личная заинтересованность, неравнодушие, увлечённость воспитанников.

Нами было разработано перспективное планирование по видам детского художественного творчества. В этом планировании нашли отражение занятия по изготовлению поделок в различных техниках: тестопластика, бумагопластика, работа с текстильными материалами, природным и бросовым материалом, изодеятельность. Тематика занятий отражает богатый набор поделок, изготовленных нашими воспитанниками с помощью нетрадиционных техник.

Проведенное нами педагогическое отслеживание в начале, середине и конце каждого учебного года показало положительную динамику по всем направлениям, в том числе и по направлению «творческое воображение и проявление индивидуальности».

С целью диагностики результатов педагоги разработали систему отслеживания уровня развития детей. За учебный год проводилось 3 контрольных занятия с усложнением заданий. Результаты показали, что во всех творческих группах наблюдается положительная динамика. Так в начале года кол-во детей, выполняющих задания самостоятельно было низким, а к концу года ситуация менялась в противоположном направлении и уменьшалось количество детей, испытывающих затруднения, несмотря на усложнение задания. Настоящей оценкой творчества наших воспитанников стали призовые места на детских конкурсах.

Основные принципы разработанных программ по художественно-эстетическому развитию.

Принцип поэтапности «погружения» в программу. Является самым ответственным, т. к. программы составлены с учетом возрастных особенностей детей. Если приступить к освоению этапа минуя предыдущий, то работа может не принести ожидаемого результата.

Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного — максимально сложного задания.

Принцип сравнения подразумевает разнообразие вариантов решения заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Виды деятельности детей и педагога.

Для обеспечения органичного обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

• Изложение учебного материала в форме игры, беседы. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов, через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально.

• Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в образовательно-развивающем процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

• Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть организованны сменные выставки, лучшие работы оформлены в паспарту или рамки. Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское творчество по степени активности детей в процессе изложения материала или по уровню освоения тех или иных художественных приемов в творческой работе.

• Планируя занятие, педагог выбирает для каждой темы определённую форму работы, учитывая предметно-пространственную среду группы и ДОУ. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.

Организация процесса восприятия.

Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектом. Если процесс созерцания не доставляет ему удовольствия, то и сам предмет, попавший в поле его внимания, перестает быть для него интересным. Интерес любого занятия во многом будет зависеть от интуиции педагога, от его умения использовать любую неожиданную ситуацию в педагогических целях.

Удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия. Педагог, используя метод сравнения и сопоставления реального объекта со сказочным или необычным, определяет значимость вещи, ее эстетическую ценность. Так, постепенно в сознании ребенка формируются представления о многообразии форм и способов выражения, которые он использует в процессе реализации своего замысла.

Практическая деятельность детей.

Ребенок дошкольного возраста имеет маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т. п.

В течение учебного года дети осваивают на доступном им уровне способы изобразительной, конструктивной, декоративной, речевой деятельности и постепенно приобретают первичные навыки.

Работа с родителями.

При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка.

Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Результаты диагностического отслеживания доводятся до сведения родителей. Через индивидуальные беседы с родителями и выставки.

Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. В любое время по желанию родителей мы можем дать устную консультацию по создавшейся проблеме или возникшим вопросам.

Проводятся занятия для родителей, на родительских групповых собраниях, где совместно с воспитателем группы родители учатся определённой творческой деятельности.

В конце учебного года проводится выставка творчества всех коллективов.

Важный принцип работы с родителями такой: «Чтобы родители помогали детскому саду, их надо вступить в детский сад». Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают нашу жизнь ярче, от этого растет самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы. С этой целью проводились совместные досуги, праздники. Семьи принимали активное участие в конкурсах и выставках различного уровня «Золотой ключик», «Пасха красная», Чудо своими руками», «Счастливы вместе», на которых занимали призовые места.

Родители оказывают помощь группе в оформлении предметно-развивающей среды.

В работе с родителями мы не сравниваем детей друг с другом, мы находим в каждом ребенке что-то хорошее и хвалим его от всей души. Со своей стороны мы учитываем пожелания и рекомендации родителей, привлекаем их к творческо - образовательному процессу.

Необходимо осуществлять связь родители - ребенок - педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия, т. е. добиться успеха.

Описание программ.

«Лепка из соленого теста» для детей 3-4 лет

Актуальность Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. Занятия лепкой одновременно являются занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. В процессе лепки, дети, как ни в каком другом занятии снимают свои негативные эмоции, никакие другие виды деятельности не производят такого эффекта, как разрывание теста на кусочки, а потом создание из него чего-то нового.

Цель:

Овладение детьми техникой лепки из соленого теста.

Задачи:

1. Развивать у детей творчество и художественный вкус.

2. Развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять представления о форме предметов, их различии и сходстве.

3. Развивать речь.

Результат Дети хорошо освоили технику лепки из соленого теста.

У ребят развился интерес к занятиям лепкой, художественный вкус и стремление к творчеству. В процессе лепки из соленого теста, ребята закрепили представления о форме и величине предметов, их различии и сходстве. Дети научились различным приемам лепки и успешно применяют их в работе с соленым тестом, используя приобретённые навыки в работе с пластилином. В процессе лепки у детей стала более развита мелкая моторика, координация движений рук, внимание.

«Акварелька» для детей 4-5 лет

Актуальность В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

ЦЕЛЬ: обучение детей навыку рисования, правильно держать кисть, карандаш используя различные техники.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать познавательный интерес к методам и приёмам работы с карандашами, красками;

2. Совершенствовать умения и навыки работы с карандашами, красками;

3. Развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, актуальность;

4. Способствовать эффективному развитию мелкой моторики рук.

Результат У детей имеется достаточный практический опыт в использовании различных техник рисования.

Умеют пользоваться кистью и красками.

Самостоятельно придумывают сюжеты для своих работ.

Выполняя рисунки с использованием ватных палочек, коктейльных трубочек дети узнали, что в творчестве можно использовать различные материалы, так как вата легко оставляет отпечатки, а коктейльные трубочки легко выдувают воздух и направляя в ту или иную сторону краску создают интересный образ, то детям работа с такими материалами доставляет удовольствие.

«Волшебный квадрат» для детей 5-6 лет

Актуальность Для творческого развития главное – ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.

Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, способствует формированию пространственного воображения, развивает память, активизирует мыслительные процессы, способствует концентрации внимания и самодисциплине. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.

Цель: Знакомство детей с искусством оригами, как художественным способом конструирования из бумаги.

Задачи:

• Познакомить детей с видами и свойствами бумаги.

• Обучить детей базовым формам оригами (треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, двойной треугольник).

• Учить детей дополнять работы в технике оригами аппликацией, рисованием, создавать тематические композиции.

• Развивать интерес к занятиям оригами.

• Развивать внимание, память, логическое мышление, фантазию, воображение.

Результат Дети овладели различными приемами работы в технике оригами. Освоили основные базовые формы оригами. Научились следовать устным инструкциям.

«Маленькие волшебники» для детей 5-6 лет

Актуальность Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и поролоном даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Цель: совершенствование навыка конструирования, аппликации, умения сравнивать.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к методам и приёмам работы с бумагой;

2. Совершенствовать умения и навыки работы с бумагой, ножницами, клеем.

3. Развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность.

Результат За период работы кружка, дети научились пользоваться ножницами; освоили навыки работы с клеем; научились использовать в работе трафарет, шаблон; работать с новым материалом для аппликации ватой (ватными дисками нарезанными полосками, создавать разные образы; скручивать бумагу, салфетки в жгутики; составлять композицию, выбирать самостоятельно цвета; научились создавать из бумажной полоски кружок, капельку, листочек, арочку.

Дети умеют работать аккуратно; самостоятельно придумывают сюжеты для своих работ, развивается фантазия, творческие способности: вкус, чувство цвета; они стали более усидчивыми.

«Умелые ручки» для детей 6-7 лет

Актуальность Работа по ручному творчеству – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Развивать творчество детей можно работая с подручными материалами, создавая образы предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают их свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.

Цель: Формирование у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса.

Задачи:

•Уметь понимать поставленную задачу и ее выполнять.

•Уметь выполнять поделку последовательно

•Уметь создавать поделку по собственному замыслу

•Развивать у детей активный познавательный интерес к занятиям по художественному ручному труду.

•Формировать практические умения ручной работы, на основе расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки, глазомера и т. д.

•Овладеть основами трудовой культуры, умениями заранее планировать ход различных поэтапных операций, моделировать разработанный предмет.

•Учить вариативно, творчески, рационально использовать различные материалы для работы.

•Воспитывать трудолюбие, сознательное отношение к труду и уважительное отношение к результатам своего труда и других людей.

Результат Работа с нитками и тканью требует от детей большего внимания и усидчивости. У детей развиваются творческие способности, вкус и чувство цвета. Развивается познавательно-исследовательская деятельность.

Практически все дети умеют анализировать поделку. Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом,

В результате проведенной работы дети получили навыки работы с природным и бросовым материалом. Имеют знания о правилах работы с шилом. Совместно с родителями дети выходили на прогулки в парк, лес и заготавливали природный материал.

3. Заключение.

Мы убеждены, что ручной труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает вся наша практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917г. г.):

«…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».

Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:

•приоритетное внимание к детской деятельности - игре;

•творческий подход педагога к отбору содержания образования, к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе;

•широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;

•исключение формализма, сухости, противоречащих специфике искусства и художественного творчества;

•изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;

•взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

Мы исходим из того, что занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми, следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии дошкольников Слайд № 2 Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы.

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников». «Страна, в которой учили так.

Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Название проекта «Сказка в музыке» «Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности».

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста Из опыта работы Павловой Н. Г. ГБОУ средняя школа №21 им. Э. П. Шаффе. Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития.

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников Инновационный педагогический опыт: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в развитии творческих способностей.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов по ИЗО» Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов в процессе.

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей дошкольного возраста».Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей дошкольного возраста». Не так давно я с "Маленькими фантазёрами" (так мы решили с воспитанниками назвать нашу любимую группу) проработала материал целого проекта,.

Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста процессе ручного труда» Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через ручной труд» Автор-составитель: Беляева Юлия.

Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начинаться.

Развитие творческого потенциала личности ребенка через приобщение к искусству оригами «Вот, вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы И поклевали то; Иное упало на места каменистые, где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала дошкольников через использование нетрадиционных техник в процессе ручного труда с 3 до 7 лет
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 11:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого потенциала дошкольников через использование нетрадиционных техник в процессе ручного труда с 3 до 7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Маралова (УИ 932692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД