Елена Рощупкина
Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творчески активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Дошкольное детство – самое уникальное время для развития творческой личности ребёнка, раскрытия его индивидуальности. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Развивать творчество у детей можно разными путями, активно задействуя такой вид художественного творчества, как экопластика, которая предоставляет возможность дошкольникам создавать произведения в сотворчестве с великим художником - Природой. Достаточно внимательно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть: в каждом листочке или корешке таится волшебство, надо лишь суметь это увидеть и творчески преломить в себе. Именно такой вид художественного творчества, как экопластика позволяет создавать образы из разных природных материалов, дает простор для фантазии и игры воображения ребенка, обеспечивает положительные эмоции, предоставляет возможность максимально реализовать игровые интересы и желания, проявить креативность взглядов на обычные вещи, помогает ребенку самостоятельно решать творческие задачи. Поэтому выбранная тема актуальна и послужила основанием для создания педагогического опыта.
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Новизна
Новизна представляемого опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно-эстетического развития дошкольников посредством : использования нетрадиционных методов художественно-конструктивной деятельности и педагогических технологий; создание системы взаимосвязи между непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей; партнерских отношений с родителями, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.
Данная система работы основана на экспериментальных исследованиях, методических разработках и программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки», а также работах Пантелеева Г. Н. известных отечественных ученых. Целостность системы состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
Первый - целевой блок, включает единство цели и задач.
Целью моей работы стало развитие творческого потенциала дошкольника с использованием экопластики.
Для осуществления постановленной цели были определены следующие задачи: создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности ребенка; учить способам конструктивно-модельной и художественной деятельности из различного природного материала; развивать фантазию, воображение, умение вглядываться в окружающий мир, занимать позицию художника-творца; поощрять желание проявлять инициативу, самостоятельность, любознательность; воспитывать бережное, созидательное отношение к окружающему миру; повысить уровень педагогических знаний родителей в области художественно-эстетического развития детей, вызвать желание принимать участие в совместной творческой деятельности с ДОУ.
Второй блок – организационно-педагогический
В своей работе опираюсь на следующие принципы: культуросообразности сезонности, системности и последовательности, деятельности, сотрудничества, творчества и инициативности, гуманистичности, эстетизации развивающей среды.
Основной целью данного блока является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей. На данном этапе в группе была пересмотрена развивающая среда по художественно – эстетическому и познавательному развитию, объединяющая следующие центры: «Кладовая природы», в центре размещены разнообразные коллекции природного материала ; «Чудеса природы», для проведения экспериментально-исследовательской деятельности; «Страна Мастерилка» дает возможность для игры воображения, ведет в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств- радость созидания творчества.
Третий блок – процессуально- деятельностный, который включает реализацию намеченных мероприятий с детьми в соответствии с перспективным планом совместной деятельности по художественно – творческому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством экопластики, с определением форм организации, методов и средств, направленных на конечный результат.
Формы организации: НОД, экспериментирование, коллекционирование, мастерская по изготовлению продукции детского творчества, макетирование, оформление композиций- инсталляций. Методы и приемы, используемые в работе : словесные, наглядные, игровые, практические. Средства: аудио- и видео - материалы, альбомы и фотографии работ художников- дизайнеров, художественная литература.
Знакомство с природным материалом началось уже с малышами во время прогулок, когда дети любовались природой родного края, отмечая ее флору и фауну – это самые первые потому самые яркие, запоминающиеся на всю жизнь уроки эстетики для ребенка. Собирая веточки, камушки, шишки, плоды и семена растений дети учились любить и беречь природу родного края, старались не наносить ей ущерб, знакомились с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!» Знакомство с природным материалом удовлетворяло исследовательскую потребность детей. С большим интересом в ходе исследовательской деятельности дети изучали свойства природных материалов их особенности «Легкий- тяжелый», «Чудесный мешочек», «Плавает-тонет», «Ветер по морю гуляет» и т. д. Проводились наблюдения в мире растений: проращивание семян, луковиц, наблюдение за распускающимися веточками березы, смородины. Большое место в младшем дошкольном возрасте отводилось разнообразным упражнениям и играм с природным материалом для развития мелкой моторики рук, такие игры приносили радость и эмоциональное равновесие. «Найди пару», «Составь картинку», «Морское дно», «Поможем Золушке», «Собери бусы» и т. д.)
В средней группе, дети наблюдали, как природный материал превращается в поделку. Экопластика научила обращать внимание на особенности природного материала, фантазировать о возможностях его перевоплощения, способам работы с ним. Постепенно и дети стали включаться в процесс творчества и начинали мастерить поделки («Он на ежика похож», «Веселые кораблики», «Друзья лесного человечка» и т. д.) Первые поделки из природного материала объединялись в красочные композиции. («Семья ежей», «Грибная полянка») С большим удовольствием дети создавали флористические картины и коллажи из цветочных лепестков и осенних листьев («Листопад и звездопад», «Осенняя фантазия», «Сказочный лес» и т. д., выкладывают картинки из семян («Мимоза для мамы», «Чудо цветы», расписывали морские камушки. Занятия с природным материалом помогали детям осознать, что такое сотрудничество. Совместный художественный труд и игры способствовали не только развитию воображения, но развивали способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.
Детям старшего дошкольного возраста экопластика предоставляла более широкие возможности для творчества - аранжировки из осенних листьев, композиции из цветов, овощные и фруктовые скульптуры, составление композиций- инсталяций, изготовление макетов с применением тестопластики. Много внимания уделялось выполнению заданий по замыслу. Детям предоставлялась возможность проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы. В процессе творческой работы дети создавали забавные произведения, которые становились оригинальными подарками, украшали интерьер группы, дополняли игровую среду.
Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, нельзя не подчеркнуть, что благоприятное развитие возможно только при непосредственном взаимодействии с семьей. С этой целью проводились совместные экскурсии и походы, выставки творческих работ и композиций из природного материала «Осенняя фантазия», «Чудесные превращения», «Зимняя сказка», организовывались смотры-конкурсы «Вторая жизнь растений», реализовывались совместные проекты «Предметы украшения интерьера», «Мы цветоводы и огородники», «Гербарии родного края», «Эти чудесные ракушки»
По сей день поделка, сделанная своими руками очень актуальна. Художественное творчество высоко ценится во всем мире. Работы, создаваемые своими руками, служат украшением интерьера нашего ДОУ: групповых и раздевальных комнат, лестничных проемов, залов и фойе. Показателем творческих успехов воспитанников также являются дипломы победителей за участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных конкурсах.
Вывод
Таким образом, чудеса экопластики способствуют максимальному развитию творческого потенциала дошкольников. Нетрадиционные формы работы стимулируют творческую активность, мышление, воображение,«погружают» ребенка в атмосферу творчества, раскрывают индивидуальность ребенка, формируют эстетическое отношение к миру, желание его преобразить. Вся практическая деятельность подтверждает, не теряющие актуальности слова скульптора Родена «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».
Игры с природным материалом.
Опыты и эксперименты с природным материалом.
Продуктивная деятельность.
Выставка поделок.